Особенности начисления коммунальных платежей

Повышение тарифов ЖКХ в 2020 году

Для каждого россиянина вопрос повышения тарифов ЖКХ в 2020 году более, чем актуален. Чтобы избежать необоснованного роста расходов на коммуналку выше уровня инфляции за минувший год, максимально допустимые показатели роста устанавливаются соответствующим Постановлением Правительства. Так насколько же вырастут суммы в платежках россиян в грядущем году?

Как изменятся тарифы

Решать, каким будет очередное повышение тарифов ЖКХ в разных субъектах РФ в 2020 году предстоит местным властям. Последние при этом будут ориентироваться на процентные показатели, установленные Постановлением Правительства № 2556-р от 29.10.2020. В документе представлены предельные индексы изменения оплаты за услуги ЖКХ в целом. При этом допускается, что стоимость одних ресурсов (электроэнергии, воды, газа) может расти сильнее, других – меньше. Теоретически общая сумма расходов граждан на оплату коммунальных услуг не должна вырасти больше, чем на заданный процент для его региона проживания.

На практике удорожание тарифов ЖКХ в разной мере «ударит» по карману российских семей в зависимости от особенностей потребления услуг ЖКХ. К примеру, региональный уровень индексации установлен 5%. Повышение оплаты за водоснабжение на 8%, а электричества на 2% как раз не будет превышать среднего установленного Правительством процента. При этом для семей, где потребление воды достаточно большое, а электричества – минимальное, расходы вырастут куда больше средних региональных показателей.

Согласно последним новостям, максимальное повышение тарифов ЖКХ будет в Чечне (до 6,5%)и Кабардино-Балкарской Республике (5,4%), что превысит прогнозируемый уровень инфляции (около 4%). Минимальные показатели индексации с 2020 года установлены для жителей Ненецкого автономного округа (2,4%), Пермского края и Мурманской области (по 3%). Для жителей столицы и области суммарное подорожание составит 5% и 4,1% соответственно.

Когда ждать повышение

Плановое повышение тарифов ЖКХ в 2020 году ожидается только один раз. Начнется оно не с 1 января, а с 1 июля.

На заметку! Двухэтапное подорожание «коммуналки» в 2020 году было связано с повышением НДС с 18% до 20%. Для стоимости услуг ЖКХ налог рассчитывается по максимальной ставке, поэтому ресурсоснабжающие организации потребовали досрочной индексации тарифов. В январе суммы выросли на 1,7%, в июле – в среднем на 2,4%. Но суммарный рост в итоге не превысил установленного уровня индексации, просто его разделили на два раза.

Несмотря на то, что индексация проводится со второго полугодия, это не значит, что уже с начала 2020 года расходы на коммуналку не будут меняться. Дело в том, что Правительство устанавливает допустимые рамки роста только в отношении коммунальных услуг. К последним относится:

  • горячее и холодное водоснабжение;
  • газоснабжение;
  • электроэнергия;
  • канализация;
  • отопление;
  • вывоз мусора.

Оплата текущего и капитального ремонта дома, домофона, охраны, содержания общего имущества не относится к расходам на коммунальные услуги. Правительство не регулирует подобные тарифы, поэтому фактическая квартплата может вырасти уже с 1 января 2020 года и даже больше установленных региональных показателей. В качестве способов влияния на расценки по указанным видам услуг ЖКХ можно использовать разве что смену управляющей компании или отказ от отдельных услуг.

Как уменьшить платежи

Россияне не могут влиять на величину тарифов ЖКХ, но могут оптимизировать свои расходы за счет заключения договоров напрямую с поставщиками услуг и более рационального потребления электроэнергии, газа и прочих ресурсов. Еще один способ – установить приборы учета. В таком случае оплачивать нужно будет по фактически потребленному количеству воды, газа, электроэнергии. Хотя для некоторых семей реальный расход ресурсов может оказаться больше установленных нормативами объемов, поэтому платежи могут увеличиться.

Для снижения нагрузки на семейный бюджет отдельным категориям населения также положены льготные условия по оплате коммуналки. Причем не всегда граждане догадываются о наличии права на их получение. На федеральном уровне льготы положены участникам ВОВ, ветеранам боевых действий, героям соцтруда, труда СССР, РФ, инвалидам, чернобыльцам и т. д. Местные власти расширяют этот список за счет включения в него наименее защищенных слоев населения: детей-сирот, многодетных семей, ветеранов. Кроме того, в регионах предусмотрены субсидии для граждан, у которых расходы на коммунальные услуги превышают определенную долю дохода в расчете на одного члена семьи (обычно 10-20% в зависимости от региона проживания).

Любые льготы и субсидии не назначаются автоматически. В зависимости от оснований их получения следует обращаться с подтверждающими документами в МФЦ, на портал Госуслуги, в отделения соцзащиты или по месту работы.

Как вырастут тарифы ЖКХ в 2020 году: видео

Читайте также:

  • Технологии жилья: стратегия ЖКХ в 2020 году
  • Тарифы на электроэнергию в 2020 году
  • В России может появиться единая платёжка ЖКУ

Минстрой разъяснил про начисление и взыскание пени за ЖКУ в 2020 году

Ранее я уже рассмотрел вопрос о мерах Правительства в части начисления и взыскания пени за ЖКУ., а также ответил на вопрос: почему юристы не сходятся во мнении по отмене пени за ЖКУ в 2020 году? В поле моего зрения попало письмо Минстрой, где содержатся разъяснения, которые подтверждают мою позицию, озвученную ранее. Рассмотрим письмо Минстроя подробнее.

Взыскание неустойки, возникшей до 06 апреля 2020 года приостановлено

Минстрой обращает внимание, что Правительством было принято Постановление от 02.04.2020 № 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее — Постановление № 424), которое приостановило до 1 января 2020 года взыскание пени за несвоевременный платеж или неуплату ЖКУ ( в том числе по оплате взносов на капитальный ремонт).

Не вдаваясь в подробности почему и на основании чего, Минстрой делает вывод, что

«Взыскание неустойки (штрафа, пени), возникших до вступления в силу Постановления № 424, по которым кредиторы не обратились в суд до вступления в силу Постановления № 424, приостанавливается».

Аналогичное мнение было и у меня:

Поскольку установлен запрет на взыскание до 1 января 2020 года, то на сегодня при подаче заявлений на выдачу судебных приказов о взыскании задолженности — ТСЖ, УО, РСО не имеют право в сумму задолженности указывать пени, даже если они были начислены до 6 апреля 2020 года. Иными словами, начислять пени до 6 апреля 2020 года организации могут, но взыскать их до 1 января 2020 года не получится, если подавать заявления в суд после 6 апреля 2020 года.

Пени, начисленные до 6 апреля 2020 года подлежат отражению в платежных документах

Минстрой делает вывод, что неустойка (штраф, пени), начисленная до вступления в сиду Постановления № 424, а также задолженность указываются в графе «Задолженность за предыдущие периоды/аванс на начало расчетного периода (учтены платежи, поступившие до числа включительно)» платежного документы.

Я же в свою очередь, рекомендую — чтобы не было спорных вопросов и жалоб от жителей в контролирующие органы, советую на платежном документе разместить в справочной информации или сделать отдельно памятку с указанием следующего:

* Пени, отраженные в платежном документе были начислены до 5 апреля 2020 года. Начиная с 6 апреля 2020 года начисление пени не производится во исполнения Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 № 424″Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вступило в законную силу 6 апреля 2020 года).

Текст письма Минстроя от 20.04.2020 года № 12360-ОГ/04

Дмитрий Бурняшев

Юрист, автор статей на тему ЖКХ e-mail: [email protected]

На сколько подорожают услуги ЖКХ в 2020 году: индексы по регионам

Правительство утвердило предельные индексы для повышения тарифов на услуги ЖКХ в 2020 году. Федеральные власти делают так каждый год. Они решают, каким будет максимальное удорожание коммунальных услуг в разных регионах.

Екатерина Мирошкина

экономист

Уже сейчас известно, на сколько вырастут тарифы в Москве, Ярославле, Краснодаре и на Чукотке и когда именно это отразится на суммах в квитанциях.

О каких индексах речь?

Каждый год правительство утверждает, каким будет удорожание коммунальных услуг. То есть на сколько процентов могут вырасти тарифы в конкретном регионе. Эта величина и называется предельным индексом изменения платы. Так государство контролирует стоимость коммунальных услуг, чтобы она не повышалась произвольно.

Эти индексы — максимально возможный рост тарифов. То есть федеральные власти как бы говорят региональным: вы там сами решайте, как подорожает вода, газ и электроэнергия, но чтобы не больше вот этих значений. Конкретное повышение цен установят в каждом регионе. Даже в Москве и Московской области удорожание будет разным. Оно может быть меньше или равно индексу из распоряжения правительства, но точно не выше.

Предельные индексы не касаются увеличения платы по нормативам — если нет счетчиков. Например, в квартире можно поставить счетчик, а собственники не хотят. Или долго не передают показания счетчиков. Тогда для них тариф будет на 50% выше, а расход воды и электроэнергии посчитают по нормативам.

Все о том, как жить в России

И взаимодействовать с УК и соседями — в нашей рассылке. Подпишитесь, чтобы не пропустить важные статьи

Какие услуги подорожают?

Повышение тарифов в пределах утвержденных норм коснется только коммунальных услуг. Но не все строчки в квитанциях относятся к коммунальным услугам.

Индексы регулируют повышение цен на такие услуги:

  1. Горячая и холодная вода.
  2. Газ.
  3. Электроэнергия.
  4. Отопление.
  5. Канализация.
  6. Вывоз мусора.

Текущий ремонт дома, содержание общего имущества, охрана, парковка и домофон — это не коммунальные услуги. Их тоже надо оплачивать, но это не значит, что суммы изменятся в пределах утвержденных индексов. Жильцы сами решают, сколько будут платить за содержание дома, нужна ли им охрана и по сколько скидываться на установку шлагбаума. Правительство эти цены не регулирует. Так что фактически квартплата может вырасти не на 4%, которые указаны в распоряжении правительства, а больше.

Капитальный ремонт — это тоже не коммунальная услуга. У него свои правила расчета и свой тариф, на который эти индексы не влияют.

Как изменятся тарифы?

Тарифы на свет, газ и воду вырастут не больше, чем указано в списке правительства с новыми индексами. Там отдельное значение для каждого региона. Сильнее всего коммуналка может подорожать в Чечне: на 6,5%. В Москве — на 5%, в Московской и Новгородской областях — на 4,1%, а самый низкий показатель — в Ненецком автономном округе: 2,4%.

Найдите свой регион в списке и посмотрите, сколько придется доплачивать за коммуналку в следующем году. Конкретные индексы на 2020 год еще будут утверждать региональные власти, но ориентируйтесь на максимум. Например, если в 2020 году житель Ярославля платил за воду, свет и отопление в квартире 4000 Р, то в 2020 году он будет платить на 3,6% больше — 4144 Р. В Москве за тот же набор услуг придется платить на 5% больше — 4200 Р.

Рейтинг повышения тарифов по регионам

Регион Индекс
Чеченская Республика 6,5%
Кабардино-Балкарская Республика 5,4%
Республика Дагестан 5,2%
Республика Ингушетия 5,1%
Город Москва 5%
Омская область 5%
Республика Бурятия 5%
Республика Саха (Якутия) 5%
Мурманская область 3%
Пермский край 3%
Ненецкий автономный округ 2,4%

Чеченская Республика

6,5%

Кабардино-Балкарская Республика

5,4%

Республика Ингушетия

5,1%

Республика Саха (Якутия)

5%

Ненецкий автономный округ

2,4%

А вот содержание дома, охрана и ремонт могут подорожать сильнее. Но на эти цены можно влиять. Например, сменить управляющую компанию или пересмотреть набор услуг, которые она оказывает. От некоторых услуг можно вообще отказаться — например отключить антенну и радиоточку и экономить больше тысячи рублей в год. А еще можно не платить консьержке, которая сама себя назначила, собирает на что-то деньги и записывает их в тетрадочку.

Когда вырастут тарифы на коммунальные услуги?

Удорожание происходит каждый год. По общему правилу — с 1 июля. В прошлом году коммуналка из-за повышения НДС дорожала дважды, но общее повышение все равно укладывалось в предельный индекс, просто его разбили на две части.

В 2020 году роста тарифов с 1 января не будет. Повышение случится 1 июля. Но это не значит, что сумма в квитанции в начале года вообще не изменится. Плата за кубометр воды, киловатт-час электроэнергии и отопление квартиры останется прежней, а вот другие цены могут вырасти.

Можно ли избежать повышения расходов на ЖКУ?

Отменить повышение тарифов нельзя, не платить за воду и свет в квартире и подъезде тоже нельзя. Но можно законно сэкономить на коммунальных платежах гораздо больше, чем сумма повышения по предельным индексам.

Вот несколько способов, которые можно использовать прямо сейчас:

  • Оформить субсидию на оплату коммуналки
  • Использовать льготы по ЖКУ
  • Оштрафовать УК за завышенные платежи
  • Заключить прямые договоры с поставщиками услуг
  • Создать ТСЖ и управлять домом без посредников
  • Получить льготу на капремонт
  • Вовремя передавать показания счетчиков

Укрощение тарифов

В первом полугодии коммунальные тарифы в России могут только снижаться и ни в коем случае — расти. Таков закон, сообщил в интервью «Российской газете» начальник управления регулирования в сфере ЖКХ Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Алексей Матюхин.

А с 1 июля произойдет ежегодная индексация. Регионы сами решают судьбу конкретных тарифов, но рост общей суммы в платежках не должен превышать «потолка», установленного федеральной властью.

А что делать, если превышает? С этого вопроса мы и начали нашу беседу, адресовав его исполнительному директору НП «ЖКХ «Контроль» Светлане Разворотневой.

Приписки и двойной счет

Светлана Викторовна, из Петрозаводска нам прислали две платежки на коммунальные услуги — за ноябрь 2020 и 2020 годов. Разница в суммах — плюс 14,4 процента. А утвержденный правительством РФ предельный индекс изменения размера такой платы в Карелии составлял в прошлом году 4,1 процента. Так почему такая разница? И как этого избежать в наступившем году?

Светлана Разворотнева: Здесь надо внимательно смотреть платежку. Могут быть самые разные причины.

Первое, что лежит на поверхности: в прошлом году в коммунальные услуги перевели вывоз мусора. При этом его должны были изъять из платы за жилищные услуги. Мы вели специальный мониторинг. И в 65 процентах случаев обнаружили, что одна графа («коммунальные услуги») увеличилась, а вторая («жилищные услуги» или содержание и текущий ремонт) не уменьшилась. Так что это надо проверить.

Второе, необходимо внимательно посмотреть, как считается объем предоставляемой коммунальной услуги. Возможно, люди стали больше потреблять или несвоевременно сдали показания приборов учета. И им начали начислять по нормативу.

Вообще по нашей практике в основном завышенные платежи возникают не от того, что растут тарифы, а потому, что людей заставляют платить за ресурсы, которые они реально не потребляли. Особенно ярко это проявляется при оплате за тепло — когда в дом подают его гораздо больше, чем нужно в соответствии с температурным графиком. На улице плюс 2 градуса, а топят, как при минус 30…

И как с этими приписками тепла бороться?

Светлана Разворотнева: На мой взгляд, единственным спасением от таких платежек является установка в доме регулирующей аппаратуры.

Приборы учета желательно выбирать с дистанционным считыванием, чтобы у собственников квартир в личном онлайн-кабинете температурный график отражался. Тогда можно проверять, насколько он соблюдается. Это действительно классная штука, сэкономить можно до 60 процентов от первоначального платежа.

Если в ЖКХ вложить деньги, по масштабам это будет «план ГОЭЛРО». Снизятся платежи потребителей. И в российской экономике произойдет большой рывок

Так это надо деньги собрать с жильцов дома на приборы, на установку. Дорогое, наверное, удовольствие?

Светлана Разворотнева: Такие работы можно делать за счет энергосервисных контрактов. Это когда приходит специализированная компания, устанавливает все оборудование за свой счет.

Вы экономите ресурсы, но платите первое время столько же, сколько и раньше. За счет разницы в платежах компания компенсирует свои затраты.

Если настораживает итоговая сумма в платежке, проверьте — не платите ли вы за мусор дважды. Фото: Photoxpress

Еще вариант. Если в доме открыт специальный счет для накопления средств на капитальный ремонт, можно сделать эти работы за счет таких взносов. И впоследствии получить компенсацию затрат от госкорпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ», который сегодня в соответствии со 114-м постановлением правительства РФ реализует программу поддержки энергоэффективных капитальных ремонтов.

И сколько стоит такая компенсация?

Светлана Разворотнева: Можно вернуть до 80 процентов на дом от затрат в деньгах до 5 миллионов рублей.

Мы, кстати, как общественная организация, оказываем помощь собственникам многоквартирных домов в получении этих средств. В рамках проекта «Ваш помощник в капремонте МКД», который реализуется при поддержке Фонда президентских грантов, помогаем собственникам оценить потенциал энергосбережения в доме, выбрать мероприятия и технологии, которые дадут наибольший эффект, написать заявку в фонд. Но очень трудно пока идет эта работа. Хотя собственники получают не только приличное снижение платежа за отопление, но и возврат части затрат на установленное оборудование и проведенные работы.

Морозить или повышать

Еще одна история — от нашей читательницы Натальи Викторовны из Пензы: У нас в прошлом году тарифы на вывоз мусора не индексировали. Взносы за капремонт не изменятся в этом. Власти это объяснили тем, что наши доходы не позволяют платить больше. Но вода, газ и электричество дорожают! Почему нельзя ввести мораторий и на них?

Светлана Разворотнева: Теоретически это можно сделать. Но тогда где ресурсные организации возьмут деньги на содержание, ремонт сетей? Для них-то инфляцию никто не отменит.

К тому же у нас реально недооценены ресурсы, например, вода. И водоканалы почти сплошь — банкроты, поэтому они не могут проводить модернизацию и воду нормального качества поставлять. А если у вас тариф ограничен и на тепло, то в результате так «ремонтируют» трубы, что они еще до наступления зимы лопаются…

На вопросы читателей «РГ» С. Разворотнева отвечает в рубрике «Юрконсультация»

Мне кажется, цивилизованный подход — это когда все-таки ресурс стоит столько, сколько он реально стоит. И пусть ФАС это оценивает. Но если он экономически обходится дороже, чем нынешний тариф, то тариф надо поднимать.

А людям, которые не в состоянии платить по такой цене, должна оказываться адресная материальная помощь.

Да… Тарифы поднимут, а субсидии не так-то просто получить.

Светлана Разворотнева: Действительно, сейчас очень многие люди, которые имеют право на получение субсидий, за ними не обращаются. Где-то процедура сложная, где-то информации не хватает.

Зачастую из маленьких поселений нужно ехать в район, чтобы написать заявление. Эту процедуру необходимо упрощать. И, возможно, снижать порог выплаты этих субсидий, как это сделала, например, Москва. Здесь люди имеют право на субсидию в случае, если плата за жилищно-коммунальные услуги превышает 10 процентов совокупного дохода семьи. А в большинстве регионов страны этот порог — 22 процента.

Платеж увеличат один раз

Много вопросов у наших читателей и по проведению индексации совокупного платежа за коммунальные услуги. Она проводится один раз в год с 1 июля. А в прошлом году платежки подорожали и с 1 января. Что ждать в этом году?

Алексей Матюхин: Двухэтапного повышения в прошлом году не было. Платежи увеличились за счет возмещения налога на добавленную стоимость.

НДС с 1 января 2020 года увеличился с 18 до 20 процентов. А по налоговому законодательству мы как потребители платим тариф плюс НДС. Соответственно, на этот размер, в совокупности на 1,7 процента, автоматически увеличился платеж. То есть база тарифов не была пересмотрена. Как был тариф, условно, 100 рублей, так и остался. Плюс вместо 18 рублей НДС стало 20 рублей. Итого: вместо 118 рублей стали платить 120 рублей.

Приборы учета с дистанционным считыванием помогают на 60 процентов снизить платежи за коммунальные услуги. И за их установку дают компенсацию

И вообще по закону в первом полугодии нового года тариф не должен превышать размера второго полугодия предыдущего года. То есть в 2020 году до 1 июля размер тарифов на воду, тепло, электричество должен быть на таком же уровне, как и в ноябре-декабре 2020 года. Он может быть меньше, но выше — нет. А с 1 июля — это уже ежегодная индексация в пределах инфляции.

Почему у соседей дешевле

В прошлом году глава ФАС Игорь Артемьев всех очень порадовал. Он заявил, что, установив один раз индексацию по принципу «инфляция минус», стоимость услуг ЖКХ будет снижаться в 90 процентах случаев. Когда мы это почувствуем в своих платежках?

Алексей Матюхин: По поручению президента и правительства мы сейчас разрабатываем «дорожную карту» по изменению тарифного регулирования. В ней заложен переход от затратного метода, который действует в настоящий момент, к формированию тарифов с учетом метода эталонных затрат.

Алексей Геннадьевич, вы людям попроще объясните, как это их коснется.

Алексей Матюхин: Для каждой группы компаний (в данном случае предоставляющих коммунальные услуги) по техническим, технологическим, климатическим, географическим и другим моментам установят определенный уровень операционных затрат (это повседневные расходы для производства товаров и услуг, в которые входят зарплата, аренда, коммунальные платежи и прочее. — Прим. ред.).

Зачем? Чтобы этот уровень был одинаковый. И уменьшилась разница в платежах за коммуналку. Сегодня даже в одном городе в соседних домах, где разные поставщики, люди платят неодинаково. Одни больше, другие — меньше. Да, это может быть связано с объективными причинами. Например, у одних котельная на газу, у других — на мазуте, который дороже. Но также существует разница и в операционных затратах. На наш взгляд, вот ее необходимо минимизировать.

Каким образом?

Алексей Матюхин: Тариф будет разбит на две части. Первая — операционные затраты. Вторая — инвестиционные. И тогда для потребителя будет понятно. Вот — операционные затраты, они такие-то, их должны индексировать, но уже не пересматривать.

И, что самое главное, во многих случаях, переходя на новую систему, выяснится, что тарифы компаний завышены по сравнению с эталоном. Мы уже провели исследование на этот счет. Но ФАС предлагает «излишние деньги» не забирать у компании, а обязать направлять на инвестиции. Даже принудительно утвердить инвестиционную программу, если понадобится.

Таким образом, благодаря перераспределению средств из операционных затрат в инвестиционные на протяжении долгого периода времени тариф у компании расти не будет.

Когда же мы начнем жить в «эту пору прекрасную»?

Алексей Матюхин: Надеемся, первые результаты у нас уже будут в 2020 году.

Светлана Разворотнева: Я могу с коллегой публично поспорить, что в 2020 году мы снижения точно не увидим! И даже более медленного роста тарифов.

Нацпроект «ЖКХ»

Откуда такой пессимизм по отношению к «тарифной революции» ФАС, Светлана Викторовна?

Светлана Разворотнева: На мой взгляд, у нас государство чересчур увлеклось регулированием. Централизованно пытаются настроить работу каждой ресурсоснабжающей компании. Хотя на самом деле проблема в другом — у них реально нет денег на модернизацию.

В банках невозможно получить кредиты, особенно если речь идет о каком-нибудь маленьком водоканале, о сумме в 5-10 миллионов. Говорят, ВЭБ станет институтом развития в ЖКХ. Но ВЭБу тоже такие мелкие проекты не интересны.

А вы что предлагаете?

Светлана Разворотнева: Для того чтобы начать экономить деньги, надо сначала их потратить. Заменить устаревшие котельные, дырявые трубы... Прекратить платить за потери и воровство.

Наша коммунальная инфраструктура отличается очень высоким износом и низкой энергоэффективностью. Очевидно, что модернизировать ее за деньги граждан и бизнеса (который тоже не благотворительностью пришел заниматься) — это утопия. Государство должно вложиться в эту сферу — такова мировая практика.

Но в нацпроекте «Экология» предусмотрены деньги для модернизации водоканалов в малых городах.

Светлана Разворотнева: Однако при этом на водоотведение, на канализацию денег нет, на трубы нет.

Нет средств и на модернизацию систем теплоснабжения, при этом бизнес не торопится вкладывать в эту сферу, особенно если речь идет о малых городах. Государство в данном вопросе последовательной политики тоже не ведет.

Например, у госкорпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ» было 15 миллиардов рублей на софинансирование проектов как раз по модернизации коммунальной инфраструктуры в малых городах. Сделали несколько прекрасных объектов, в том числе в сфере теплоснабжения. Все!

Сейчас деньги закончатся, и дальше никакого продолжения не предполагается. Правда, было поручение премьер-министра после сочинского инвестиционного форума 2020 года в рамках нацпроектов предусмотреть средства как раз для модернизации коммунальной инфраструктуры с износом свыше 60 процентов. Надеюсь, что оно все же будет выполнено.

В новом трехлетнем федеральном бюджете есть что-нибудь обнадеживающее?

Светлана Разворотнева: Нет, это все относят на региональный уровень. При этом у нас есть прекрасная программа «Модернизация магистральных сетей». Но деньги по ней из федерального бюджета практически не выбираются.

Ну почему у нас магистральная структура достойна поддержки государства — дороги, аэропорты, — а коммунальная инфраструктура остается падчерицей? Хотя если туда вложить деньги, это по масштабам будет «план ГОЭЛРО». Снизятся платежи потребителей, потому что уйдут из нашей жизни мазутные котельные. Появятся современные мощности. Трубы перестанут течь. Мы прекратим отапливать «воздух». И не надо будет платить за все эти утечки и перетопы!

Будет и у экономики рывок. Сразу расширится рынок сбыта для отечественных производителей разных материалов. Новые рабочие места. Налоги. Да и вообще это мощный проект для страны. Досадно, что на протяжении многих лет власти его игнорируют.

Ключевой вопрос

Где взять деньги на ремонт?

Светлана Викторовна, план модернизации коммунальной инфраструктуры по принципу ГОЭЛРО интересная идея. Но что нам делать здесь и сейчас? Чуть мороз придавит — по стране аварии. У муниципалитетов бюджетов не хватает. А бизнес что-то не спешит вкладывать деньги в сети.

Светлана Разворотнева: Инвестору нужны две гарантии: что он свои деньги потом отобьет и ему не придется тратить много времени на всевозможные согласования. А теперь все это стало еще сложнее.

Все инвестиционные программы надо согласовывать с ФАС, как и увеличение платы за услуги ЖКХ. И до этого была безумно сложная схема. Сначала инвестор согласовывал свою программу с муниципалитетом, потом муниципалитет получал разрешение на региональном уровне. Теперь все это надо еще отправлять в Москву. Когда это вернется, сколько времени пройдет — неизвестно, регламента нет. А у инвестора кредитная линия закрылась. Все! Он разорился.

Алексей Матюхин: Хочу напомнить, с 2020 года на федеральном уровне нет ограничений по индексации тарифов на коммунальные услуги. Исключение — электроэнергия, здесь ФАС ежегодно устанавливает предельные минимальные и максимальные уровни тарифов.

Ограничение предусмотрено только на индексацию совокупного платежа за коммунальные услуги — вода, газ, тепло, электроэнергия, водоотведение. Это итоговая сумма в ваших платежках.

Как мы убедились, эти ограничения нарушают. Втихаря. А если все-таки по-честному надо больше? Если уже нельзя откладывать, например, реконструкцию теплотрассы?

Алексей Матюхин: Для повышения платежа выше уровня, установленного правительством РФ, предусмотрена четкая процедура. Принимается совместное решение — губернатора и муниципалитета. Или глава региона его инициирует, или муниципальное образование, объяснив, зачем это надо.

До 2020 года критерии оснований для повышения совокупного платежа были неконкретными. Сейчас правительство четко и точно прописало, по каким основаниям можно пойти на превышение установленных федеральных ограничений. Среди них есть и те, которые непосредственно связаны с инвестиционной программой, с программой комплексного развития территорий, мерами, предусмотренными в концессионном соглашении.

При этом важно отметить, что ни ФАС, ни другие федеральные структуры не участвуют в согласовании самой инвестиционной программы или концессионного соглашения. Все это решается на месте.

А потом пакет документов действительно направляется в ФАС. Мы их внимательно рассматриваем. И хочу особо подчеркнуть: никогда не отказывали и не будем отказывать там, где есть полный пакет документов, действительно разработана инвестиционная программа.

Но, может быть, это все-таки лишнее звено?

Алексей Матюхин: Оно вынужденное. Мы сталкивались с тем, когда инвестиционные программы таковыми не являлись. Просто некая бумажка на двух-трех листах.

И на протяжении какого-то периода времени муниципальные образования превышали индекс платы граждан. Люди платили, а ничего не менялось.

Понимаете, совокупный платеж может расти выше уровня инфляции только в том случае, когда принята значимая инвестиционная программа. И она выполняется, например, идет перекладка сетей, меняется котельная. Есть улучшения, которые люди видят и чувствуют.

ФАС будет проверять, как выполняются такие инвестиционные программы?

Алексей Матюхин: У нас просто на это рук и сил не хватит. Оценивать будут потребители коммунальных услуг.

Но вообще есть указ президента, в котором говорится, что необходимо установить единый порядок утверждения, корректировки и контроля инвестиционных программ. Такой документ ФАС уже подготовила, сейчас обсуждаем его с коллегами профильных ведомств.

Хорошо, тогда назовите самые важные проблемы, связанные с выполнением инвестиционных программ.

Алексей Матюхин: Их три. Первая — постоянно переносятся сроки выполнения мероприятий по программе. И при этом нет никакой ответственности, штрафов.

Вторая проблема связана с тем, что контроль за инвестиционной программой часто ведется лишь на бумаге. Например, должна быть построена некая сеть. В контролирующий орган — это может быть региональное министерство строительства и ЖКХ — приносят отчет о вводе сети в эксплуатацию. Но с выездом на место это не проверяют.

Мы сталкивались с тем, что одну и ту же трубу несколько раз закапывали и раскапывали, создавая видимость работ. А на бумаге — все в порядке, есть подписи, что трубы поменяли. А там потом происходит авария. Таких моментов очень много.

Третья проблема — очень сильно завышается стоимость подрядных работ по инвестиционной программе. Ресурсоснабжающая компания либо сама заламывает цену, либо ее субподрядчик. В любом случае мы видим, что можно было бы намного меньше потратить.

Поэтому мы настаиваем, чтобы инвестиционные программы и сметы в ЖКХ рассчитывались по укрупненным сметным нормативам. Они дают реальные ориентиры и за счет поправок, учитывающих конкретные условия, позволяют повысить точность расчетов. На наш взгляд, это пока единственный ориентир, чтобы не было больших разбросов в цене и завышенных расценок. Это важно. Ведь в итоге за все придется платить нам — потребителям коммунальных услуг.

Как рассчитать размер коммунальных платежей

Последнее обновление: 16.02.2020

При оплате услуг ЖКХ нередко возникают трудности при установлении стоимости услуг и правильности расчеты платежей. Собственникам квартир и частных домов следует самостоятельно отслеживать потребление оплачиваемых ресурсов. Расчет коммунальных платежей осуществляется с учетом тарифов, установленных в регионе, и показателей приборов учета.

Что входит в коммунальные платежи

Жилищно-коммунальная деятельность предусматривает обеспечение комфортных условий для жизни граждан в многоквартирных и частных домах. Контролируют данный процесс управляющие компании (УК), заключающие договоры на поставку необходимых ресурсов.

Прежде чем говорить о расчете оплаты коммунальных услуг, нужно рассмотреть, что входит в их перечень:

  • водоснабжение, а также водоотведение;
  • газ;
  • электричество;
  • отопление помещения.

Дополнительно нужно изучать платежи за содержание имущества, обслуживание домофона, лифта, консьержа, капитальный ремонт – все это также входит в оплату ЖКХ.

Обратите внимание! За поступление и обеспечение жильцов необходимыми ресурсами отвечает управляющая компания, соответственно, сами жильцы должны лишь своевременно вносить плату за указанные выше услуги.

Расчетом оплаты коммунальных услуг занимается УК

Также необходимо понимать, что общая коммуналка (газ, вода, электроэнергия и отопления) обеспечивается во всех домах, но дополнительное обслуживание может различаться. Например, не во всех многоквартирных домах имеется консьерж или домофон, что предполагает оплату за обслуживание.

Виды платежей

Платежным документом, отражающим перечень оплачиваемых услуг, является квитанция, которая поступает в адрес собственника жилья ежемесячно. При этом подробный расчет оплаты ЖКХ не входит в этот документ. Там лишь указываются виды услуг с указанием норм потребления и показаний счетчиков. Перед оплатой нужно уточнить, соответствуют ли выставленный счет действительности.

Говоря непосредственно об общей квитанции на оплату коммунальных услуг, следует обозначить, какие виды платежей должны входить в рассматриваемый документ:

  • тарифы за водоснабжение и водоотведения, последние показатели счетчиков, либо средняя стоимость за месяц;
  • отопление (в некоторых домах оно рассчитывается только в отопительный период и опирается на показатели тарифов, а в некоторых круглый год в едином установленном размере);
  • газовое обеспечение и обслуживание, предполагающее также средний показатель, либо результаты снятия счетчика;
  • электроэнергия, которая отражается в виде показателей кВт за месяц;
  • капитальный ремонт;
  • обслуживание общедомового имущества.

При наличии дополнительного обслуживания управляющая компания также выставит счета на оплату согласно тарифам.

Обратите внимание! Квитанция должна содержать сведения о плательщике, квадратуре помещения и номер лицевого счета. Кроме того, обязательно указание тарифов и справочной информации, иначе платежный документ не может считаться верным.

Отдельно следует сказать о каждом виде платежей, поскольку они имеют свои особенности расчета оплаты и установления средних показателей потребления и тарифов.

За жилищные услуги

В эту категорию входят платежи, касающиеся содержания общедомового имущества. Здесь не предусмотрено показателей счетчиков. Управляющая компания устанавливает тарифы относительно обслуживания домофона, уборки, содержания имущества, вывоза мусора и так далее. При этом стоимость должна определяться по нормам, установленным регионом.

Стоимость жилищных услуг также подтверждается договорами с поставщиками таковых. Например, обращение с ТКО, то есть вывоз мусора, обеспечивается соответствующей компанией города,  с которой УК заключает договор, обговаривает цену, а далее на основании соглашения выставляет счет собственнику жилья.

За коммуналку по нормативам

В перечень коммунальных платежей входит оплата тех услуг, у которых она зависит либо от количества их потребления, либо от средних нормативов. Если у собственника жилья отсутствуют приборы учета, то УК выставляет счет по средним показателям.

Например, учет потребляемого количества воды в квартире не предусмотрен ввиду отсутствия счетчиков. УК определяет среднее количество потребление – 5 кубов горячей воды в месяц, независимо, потребляется по факту данное количество или нет. Соответственно, оплата происходит по тарифу региона за 5 кубов. Собственник при этом может потратить горячей воды меньше или больше, размер оплаты останется неизменным. Тот же принцип действует при определении стоимости света и газа.

За коммуналку по показания счетчиков

Следующая категория платежей – по показаниям приборов учета потребления коммунальных ресурсов. Размер предусмотренной платы за ЖКХ определяется согласно фактически использованному количеству  газа или света. Отсюда формируется соответствующий платеж.

Например, за месяц счетчик на электричество показал потребление 160 кВт. Следовательно, указанное количество электроэнергии будет оплачено согласно тарифу. При этом в следующем месяце показатель может отличаться. Данный вид платежей более удобный и правильный, но действует только при наличии в квартире счетчиков.

Расчет размера платежей за ЖКХ

Определение стоимости услуг ЖКХ осуществляется по специальным формулам, применяемым с учетом выше представленных видов платежей. Следует подробно рассмотреть процесс установления размера коммунальных платежей на примере конкретных видов услуг.

Газоснабжение

Расчет стоимости потребляемого газа осуществляется по формулам, которые будут отличаться с учетом факта наличия или отсутствия у собственника жилья счетчиков.

Применяются следующие формулы для расчета:

  • Q*T*N – вариант при отсутствии счетчиков. Q –количество кубов потребленного газа, T – стоимость одного куба, N – норматив. Пример расчета следующий: 8 кубов газа, стоимость одного куба – 7 рублей, действующий норматив равен 5. Таким образом, 10*7*5 = 350 руб. Так определяется стоимость газа за месяц по средним показателям. Количество потребление фактического значения не имеет.
  • Q*T – вариант при наличии счетчиков в квартире. Пример расчета: 4 куба газа и стоимость одного куба – 7 рублей. Таким образом, 4*7 = 28 руб. То есть независимо от количества людей в квартире и нормативов, собственник оплатит фактически использованный газ.

Газоснабжение оплачивать выгоднее  по показаниям прибора учета потребления, на практике средние нормативы всегда выше фактических.

Электричество

При расчете оплаты за электричество также действует принцип средних нормативов либо показаний счетчиков. При этом нужно учесть, что нормативы определяются согласно количеству  проживающих в квартире людей. Например, на одного человека предусмотрено 65 кВт. В квартире живет пять человек. При отсутствии счетчиков расчет будет следующий: 65*5*4 (стоимость одного кВт) = 1 300 руб. за месяц.

Другой пример расчета по показаниям счетчика: 157 КВт за месяц согласно прибору учета (количество жильцов не имеет значения). Следовательно, 157*4 = 628 руб. за месяц пользования электричеством. Данный вариант также считается более экономичным, поскольку предполагает оплату фактически потраченных ресурсов.

При оплате по счетчику есть возможность сэкономить

Водоснабжение

Здесь порядок расчета оплаты коммунальных услуг будет отличаться, поскольку водоснабжение требует установления стоимости сразу нескольких услуг: горячей и холодной воды, водоотведения.

Первый пример расчета предусматривает отсутствие счетчиков в квартире: средний показатель потребления холодной воды – 7 кубов, горячей воды – 2 кубов на одного человека; стоимость куба составляет 19 и 80 руб., соответственно, водоотведение – 20 руб. за куб; в квартире проживает три человека. Расчет следующий:

  • горячая вода: 2*3*80 = 480 руб.;
  • холодная вода: 7*3*19 = 399 руб.;
  • водоотведение: (7+2)*3*20 = 540 руб.

В итоге окончательная стоимость водоснабжения составит общую сумму выявленных показателей, а именно: 480+399+540 = 1 416 руб. за месяц.

Второй пример расчета предполагает наличие счетчиков: за один месяц было использовано 10 кубов холодной воды и 5 кубов горячей воды, стоимость куба по тарифу составляет также 19 и 80 руб., водоотведение – 20 руб. Количество проживающих в квартире не имеет значения:

  • горячая вода: 5*80 = 400 руб.;
  • холодная вода: 10*19 = 190 руб.;
  • водоотведение: (10+5)*20 = 300 руб.

Таким образом, водоснабжение по приборам учета будет стоить 890 руб., что существенно меньше в сравнении со средними показателями.

Отопление

Порядок расчета оплаты за отопление включает несколько вариантов (только в сезон или круглый год, с наличием счетчика и без него)

Данный вид услуг предусматривает самый сложный порядок определения их стоимости. Существует несколько формул для расчета платы за отопление, к которым относят следующие варианты:

  • В случае отсутствия счетчиков и получения отопления только в сезон: S*T*N, где S – площадь квартиры, T – тариф, N – норматив. Пример: площадь равна 70 кв.м, норматив – 0,02 Гкал, тариф – 1 800 руб., следовательно, 70*0,02*1800 = 2 520 руб.
  • При отсутствии счетчика, но круглогодичном отоплении. Формула будет отличаться: S*T*N*k (коэффициент периодичности, составляющий 0,5). Данные можно использовать из первого примера, следовательно, 70*0,02*0,5*1800 = 1 260 руб.
  • В случае наличия счетчика и сезонной оплаты. Формула следующая: V1*(S/S1)*T, где V1 – общее потребление ресурса, S1 – общая площадь квартир. Например, 5 000 кв.м. – общая площадь, тариф – 1 500 руб., площадь квартиры – 70 кв.м., общедомовой потребление – 120 Гкал. Следовательно, 120*(70/5000)*1500 = 2020 руб.
  • При наличии счетчика и постоянной оплаты услуги. Здесь потребуется определить Vm – средний объем на один кв.м., что осуществляется по формуле V (объем за год)/12/5000 (общая площадь). Например, 720 Гкал/12/5000 кв.м. = 0,012. Следовательно, 0,012*70 (площадь квартиры)*1500 (тариф) = 1 260 руб.

Также возможен пример при наличии счетчиков и в квартире, и в доме. Здесь потребуется умножить Vm на общий показатель Гкал за месяц, например, 1,512*15000 = 2 268 рублей. Однако такая система используется редко.

Особенности расчета

Главная особенность расчета размера платы за получение коммунальных услуг – это установление правильных тарифов и норм потребления. Не следует думать, что расчеты управляющей компании всегда верны. Тарифы находятся в общем доступе так же, как и правила расчета платежей.

Также особенностью выступает то, что тарифы действуют на протяжении полугода, изменений быть не может, что также позволяет в любой момент пересчитать и определить стоимость коммунальных ресурсов.

Где можно быстро рассчитать платежи ЖКХ

Чтобы применять формулу расчета стоимости коммуналки, необязательно самостоятельно производить расчеты. Достаточно иметь показания счетчиков и стоимость услуг по общим тарифам, поскольку на сайте Антимонопольной службы РФ есть доступ к специальному калькулятору. С его помощью можно определить размер платежей по адресу квартиру.

Таким образом, определить размер оплаты за коммунальные услуги можно самостоятельно, для чего достаточно знать действующие тарифы и нормы потребления услуг ЖКХ, либо пользоваться счетчиками потребления ресурсов, что также упрощает задачу контроля над суммой платежей.

Заказать бесплатную консультацию юриста

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: