Особенности образования земельного участка путем перераспределения

Перераспределение земельных участков: все нюансы о порядке, соглашение, инструкция как сделать

Перераспределение земельных участков регламентировано ст. 11.7 Земельного кодекса. Эта процедура позволяет образовывать новые территории, после чего старые ЗУ прекращают свое юридическое существование. Особенность этой процедуры – простой порядок. Чтобы ее провести, достаточно двух факторов – соответствие участков требованиям закона и простое соглашение собственников. 

Три типа процедуры

Закон выделяет три типа процедуры, в зависимости от правового статуса владельцев:

  1. Собственники перераспределяемых участков – физические лица или компании. В этом случае между ними нужно составить соглашение. Это можно сделать в простой письменной форме. Если ЗУ соответствуют требованиям закона, собственники получают постановление на проведение работ. После того, как геодезическая компания проведет межевание и установит новые границы, участки ставят на кадастровый учет.
  2. Участками владеют муниципальные органы. Обычно перераспределение требуется в том случае, если земли планируется передать между государственными учреждениями.
  3. Одним из участков владеют муниципальные структуры, а собственник второго ЗУ – частное лицо. Это один из самых сложных и жестко регламентируемых законом случаев перераспределения. К участкам, в отношении которых можно провести процедуру, предъявляют дополнительные требования.

Основания для перераспределения

  • Ломаные границы участков. Сложная конфигурация и ломаные границы неудобны для собственников ЗУ. В этом случае получить постановление на перераспределение, как правило, не сложно. После процедуры участки сохраняют свою первоначальную площадь. Кадастровые инженеры просто выравнивают границы.  
  • Развитие территории. Обычно на этом основании перераспределяют границы участков под застройку или с недвижимостью. С одной стороны, это позволяет удобно расположить границы. С другой – выполнить все требования законодательства к строительству ОКСов.
  • Земли в кооперативе. Обычно его проводят для определения границ, чтобы удовлетворить пожелания владельцев.
  • Государственные программы. Многие государственные программы, например, строительство дорог, может потребовать изменение границ уже существующих ЗУ.

Перераспределение может быть проведено не только по согласию собственников. Иногда его делают по решению суда. Частным случаем такого перераспределения может быть межевой спор между соседями.  

Какие участки можно перераспределять

  1. Смежные. Перераспределить можно только те земли, которые имеют общие границы.
  2. Без обременений. Если земля имеет обременения или находится под арестом, она не может быть перераспределена до тех пор, пока санкции не будут сняты. Например, не получится перераспределить участки, если один из них – в ипотеке. В этом случае можно получить согласие банка. Если кредитная организация не согласовала процедуру, значит сделать ее можно только после того, как ипотека будет полностью погашена.
  3. Внесенные в Кадастр. Участки должны быть зарегистрированы, данные о них внесены в ЕГРН.
  4. В одном административном округе. Невозможно провести перераспределение земель, которые находятся в двух соседних административных округах. Любые действия по изменению площади ЗУ не должны изменять границы муниципалитетов.
  5. Одинаковая категория и вид разрешенного использования. Например, если смежные земельные участки имеют разные категории, перераспределить их не получится. 
  6. Чаще всего перераспределению подлежат земли со сложной конфигурацией. Такая конфигурация может ограничивать возможности использования земли. В этом случае собственники по взаимному согласию могут пересмотреть границы.

Преимуществом перераспределения в этом случае будет простота проведения процедуры. Дело в том, что изменить конфигурацию земли можно и другим путем. В этом случае смежные ЗУ сначала объединяют в один, а затем проводят процедуру разделения. По сути, это две разные процедуры. А значит придется два раза делать межевание. Такой подход увеличивает финансовую нагрузку, требует много времени. Перераспределить земли можно быстрее и дешевле.

Когда перераспределение невозможно

Закон защищает права собственников. Поэтому даже если смежные участки соответствуют всем требованиям, не всегда можно их перераспределить. Невозможно провести эту процедуру в следующих случаях:

  • После изменения границ в большую или меньшую сторону изменяется площадь участков.
  • После перераспределения к одному из участков будет затруднен или невозможен проезд.
  • Перераспределение приведет к наложению границ соседних ЗУ.
  • На одном из земельных участков есть ОКСы, которые принадлежат муниципалитету.
  • Заявитель предоставил неполный пакет документов или в них были обнаружены ошибки.

Основания для отказа регламентированы законом. Если вы считаете, что местные власти отказывают вам незаконно, можно обратиться в суд. В некоторых случаях, чтобы получить постановление, достаточно устранить причины, которые привели к отказу.

Для того чтобы избежать возможного отказа, проконсультируйтесь у специалиста компании «Геомер групп». Записаться можно по телефону ☎ +7 (495) 481-49-21.

Соглашение

Если никаких юридических препятствий для перераспределения участка нет, собственники могут заключить соглашение. Этот документ будет основанием для проведения процедуры. Соглашение можно составить в простой письменной форме. В нем обязательно указывают:

  1. Сведения о владельцах ЗУ, заключивших это соглашение. Для собственников физических лиц нужно указать паспортные данные и адрес. Если землей владеет компания, в соглашении указывают ее реквизиты.  
  2. Характеристика перераспределяемых участков.
  3. Причины, по которым проводят перераспределение. Основания, на которых можно перераспределить земли, указаны в законе. В соглашении нужно обязательно зафиксировать причину, по которой вы решили провести процедуру.  

Соглашение выполняет несколько задач:

  • Основание для проведения межевания земли.
  • Основание для внесения изменений в реестр.
  • Защита прав собственника в случае, если возникают межевые споры с соседями.

Порядок проведения: этапы работ

Так как перераспределить можно не все земли, сначала нужно получить разрешение от местной администрации. Для этого нужно подать заявление, приложить к нему составленное соглашение собственников и документы.

Заявление должен подавать собственник. Он может действовать через представителя, но в этом случае должна быть оформлена нотариальная доверенность.

Заявление рассматривают в течение месяца. Специалисты проверят, нет ли препятствий к проведению процедуры. Если никаких законных причин для отказа нет, выносят Постановление о перераспределении земель.

После этого нужно заключить сделать межевание и установить новые границы. Заказать проведение межевания можно в компании «Геомер групп».

Вы заключаете с геодезической компанией договор. На его основании кадастровый инженер и геодезист приедут на объект. Кадастровый инженер проводит съемку, устанавливает границы. После этого подготовливается межевой план. 

Собственники перераспределяемых участков подают заявление в Росреестр. Земельные участки в их старых границах перестают юридически существовать. Новые ЗУ на основании межевого плана будут поставлены на кадастровый учет. Одновременно с постановкой на кадастр, регистрируют права собственности. Для регистрации нужно оплатить государственную пошлину. Ее платят все участники сделки.

Срок регистрации составляет 7 дней. За это время специалисты Росреестра:

  • Формируют протокол, в котором указано, что образованы новые ЗУ.
  • Каждый из новых участков получает свой кадастровый номер.
  • В ЕГРН вносят изменения – участки в старых границах снимают с кадастрового учета. Сведения о новых ЗУ вносят в реестр.
  • В ЕГРН вносят данные о собственниках земли.

После этого вы получаете на руки выписку из ЕГРН. Она будет доказательством того, что на землю зарегистрировано право собственности.

Документы

Прежде чем начинать процедуру перераспределения, рекомендуем подготовить все необходимые документы. Это поможет избежать затягивания процедуры, так как Росреестр может отказать, если предоставлена не полная документация или в ней есть неточности, ошибки.

Чтобы избежать таких ситуаций, приходите на консультацию к нашему эксперту. Мы поможем подготовить вам полный пакет документов, проведем межевание. Помощь опытного кадастрового инженера поможет вам быстро перераспределить земли. Для записи на консультацию звоните по телефону +7 (495) 481-49-21.

В стандартный пакет документов входят:

  • Документы, удостоверяющие личность владельцев ЗУ.
  • Правоустанавливающие документы.
  • Соглашение собственников о перераспределении.
  • Межевые планы исходных участков. 

Так как каждый случай индивидуален, специалисты Росреестра могут запросить дополнительные документы.

Какие нюансы нужно учесть

Важно!!! Если вы решили перераспределить ваши участки, обязательно скажите кадастровому инженеру с какой целью проводится межевание. Опытный специалист подскажет вам, существует ли риск отказа.

Основная причина для отказа – новые участки не соответствуют требованиям законодательства. Например, для земель разных категорий установлены минимальные размеры площади. Если после перераспределения площадь одного из участков станет меньше, чем установленные законом нормы, в регистрации откажут.

В этом случае можно попробовать сделать новое межевание с учетом норм. Но это приведет к дополнительным затратам. Когда при заключении договора с геодезической компанией вы сразу указываете цель работ, риск, что при межевании будут нарушены какие-то нормы, отсутствует. Если перераспределить земли без такого нарушения невозможно, специалист вам сразу об этом скажет.

Нужно учитывать и особенности регламента процедуры:

  • Если земля находится на территории сельского поселения, решение о возможности перераспределения принимают местные органы самоуправления.
  • Обращаться за постановлением нужно в администрацию того округа, к которому принадлежат участки.
  • После того, как ЗУ в новых границах будут поставлены на учет, на них регистрируют право собственности.

Ст. 11.7 определяет регламент перераспределения для участков, если ими владеют частные лица или компании. Как правило, муниципалитет не участвует в этой процедуре. Закон отдельно устанавливает ситуации, когда в сделке участвуют и местные власти:

  • Выделение ЗУ для строительства. Процедуру регламентирует ст. 49 Земельного кодекса.
  • Развитие территории. Процедура описана в Градостроительном кодексе. В этом случае участниками процедуры по перераспределению могут быть как физические и юридические лица, так и местные власти.
  • Облагораживание территорий. В этом случае перераспределяют участки, которые находятся в собственности муниципалитета.  

Соглашение о перераспределении должно быть подписано всеми собственниками участков. Изменить границы самовольно невозможно даже в том случае, если рядом с вашим ЗУ находится заброшенная земля. Такие участки тоже имеют собственников.

Чтобы провести перераспределение, вам потребуется связаться с владельцем соседнего участка и заключить соглашение. Чтобы узнать, кто владеет соседним ЗУ, можно получить выписку из ЕГРН. Это можно сделать прямо на сайте Росреестра. Вы получите выписку на адрес электронной почты в течение нескольких минут.

Порядок перераспределения земельных участков с 1 января 2021 года

Земельные участки, в соответствии со ст.11.7 Земельного кодекса могут быть перераспределены между собственниками. В статье подробно разберем, какой существует порядок перераспределения земельных участков с 1 января 2021 года.

Правила образования земельных участков в 2021 году

В соответствии с земельным кодексом (ст.11.2) существует несколько способов возникновения новых земельных наделов. Вот так звучат общие правила образования земельных участков, в 2021 году:

  • Выдел одного, или наоборот, объединение нескольких участков
  • Перераспределение земельных участков
  • Раздел (один участок делится на несколько)

Но мы остановим свое внимание на образовании земельных участков путем перераспределения. Уточним какова процедура и порядок перераспределения земельного участка в 2021 году. Также выясним куда стоит обращаться и какие документы следует собрать.


Когда возникает необходимость перераспределения земельных участков?

Необходимость в перераспределении земельных участков возникает по разным причинам. Чаще всего, собственник обращается по этому вопросу тогда, когда возникает проблема, которую удобно решить путем перераспределения земельных участков. Например, изломанная линия границы; вклинивания смежных участков; подвод коммуникаций; неудобный подход или подъезд; дом, который уже построен выходит за предельно допустимые границы от забора. Ведь по сути – перераспределение площади земельных участков – это процедура их объединения, а затем раздела. То есть, перераспределение создано для удобства собственников, чтобы исключить дополнительную волокиту с документами.

Собственник земельного участка, может путем перераспределения земельных участков осуществить прирезку земельного участка за счет смежных земель и увеличить свою площадь.

Особенности перераспределения земельных участков с 1 января 2021 года

Какие существуют особенности перераспределения земельных участков с 1 января 2021 года? По закону нельзя перераспределить дачные участки. Но это связано лишь с тем, что понятие дачный участок с 2021 года упразднили и заменили на садовый участок. Другие новшества в законодательстве касаются общих изменений в системе кадастра. Они связаны со вступлением в силу с 16.09.2021 закона 150-ФЗ (от 17.06.2021), который предусматривает новый порядок комплексных кадастровых работ для согласования границ земельных участков СНТ, территорий общего пользования и прочих участков, находящихся в собственности граждан.  Что же получается в результате перераспределения земельного участка между собственниками? Все просто — возникает новый участок (участки), с другими координатами и площадью. Насчет кадастрового номера – будет ли он изменен или нет, это решит кадастровая палата.

Порядок действий при перераспределении

Для начала собираем комплект документов. Чтобы выяснить, какие именно документы понадобятся для перераспределения земельных участков именно в вашем случае, следует обратиться в органы местной власти. Статья 39.29 Земельного кодекса гласит, что для перераспределения земельных участков нужно заключить соглашение между собственниками, в целях заключения которого подается заявление.
Заявление о перераспределении земельных участков
Заявление типовое, заполняется легко. Примерную форму можно найти на просторах интернета, однако лучше поинтересоваться в местных органах власти, какой бланк заявления принят в вашем муниципалитете, так как форма заявления не является общепринятой. Также заявление можно подать через госуслуги или по почте.
В заявлении обязательно должно быть указано:

  • ФИО, адрес, паспортные данные (для физ.лиц)
  • Наименование и реквизиты (для юр.лиц)
  • Кадастровые номера участков

Неотъемлемой частью заявления будет пакет документов, необходимых при перераспределении между земельными участками:

  • выписка из ЕГРН, либо копии документов о собственности или ином правообладании на землю
  • проект межевания территории
  • схема расположения земельного участка (если нет проекта межевания)
  • выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП (для юридических лиц).

Это не исчерпывающий список документов. При перераспределении земельных участков, находящихся, в частной собственности или в государственной собственности, могут понадобиться еще какие-нибудь уточняющие документы, все зависит от индивидуального случая.

Сроки рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков

В соответствии со ст.39.29 (п.8) Земельного кодекса срок рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков составляет 30 рабочих дней.
Этот срок может быт увеличен до 45 рабочих дней в случае, если для рассмотрения заявления требуется получить дополнительную документацию или материалы.
Если же заявление подано с нарушениями (в комплекте не хватает документов, подано в иной орган) – тогда оно возвращается в течение 10 дней со дня поступления.
Рассмотрев заявление о заключении соглашения о перераспределении земель администрация принимает одно из следующих решений:

  • Утвердить схему расположения, либо основываясь на утвержденный проект межевания дать положительный ответ на подписание соглашения о перераспределении земельных участков;
  • Отказать в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, указав при этом законные причины.

Если заявление рассмотрено, и дан положительный ответ, тогда следующим шагом будет Соглашение о перераспределении земельных участков.
Соглашение о перераспределении земельных участков заключается обязательно в письменном виде – это добровольное желание сторон с подробным описанием способов и мотивов перераспределения.
Соглашение составляется между заинтересованными собственниками участков. Собственниками могут выступать как частники, так и государство или муниципалитет.

Кто оформляет перераспределение земельного участка

Мы выяснили, что для перераспределения земельных участков требуется ряд документов. А кто оформляет перераспределение земельного участка? Порядок перераспределения земельных участков предполагает участие не только собственников земель, в том числе муниципальных, государственных органов, но других структур и лиц. Так, в результате перераспределения готовится межевой план, право подписи которого принадлежит только зарегистрированному кадастровому инженеру, кроме того, кадастровый инженер дает консультации и оказывает помощь как на этапе подготовки документов (схем, проектов), так и после заключения соглашения.

Для того, чтобы оформить межевание следует выбрать кадастровую компанию или кадастрового инженера в своем регионе. Мы подготовили для этого бесплатный и удобный онлайн сервис — калькулятор цен на кадастровые услуги, с помощью которого можно выбрать исполнителя кадастровых работ.
Диск с межеванием, а также пакет документов для регистрации вновь созданных перераспределенных земельных участков, передается в местный МФЦ, для последующей регистрации в органах Росреестра.
Когда вновь созданные участки будут поставлены на кадастровый учет, тогда старые прекратят свое существование.
Таким образом, за счет перераспределения земельных участков возможно увеличение или уменьшение площади таковых
. Увеличение площади (прирезка земельного участка) может быть как за счет государственных (муниципальных) земель, так и за счет частной собственности. Как правило, при таком раскладе, в соглашении обычно прописывается денежная компенсация.

Порядок перераспределения земельных участков

Перераспределение земельных участков – довольно востребованная процедура, позволяющая изменить площадь и конфигурацию участков, избавиться от долевой собственности, присоединить часть муниципальной земли к своему участку.  Рассмотрим в данной статье, какие виды перераспределения бывают и как происходит процедура.

Перераспределение земли между собственниками смежных участков

Особенности перераспределения:

  1. Перераспределяться могут только смежные участки.
  2. При перераспределении образуются новые участки, которым будет присваиваться новый кадастровый номер. Процедуру перераспределения регулируют нормы закона об образовании участков (статьи 11.2-11.10 ЗК РФ, а также Федеральный закон от 13 июля 2021 года № 218-ФЗ, регулирующий учет и регистрацию недвижимости). Важно понимать, что речь идет не просто об изменении части границ существующих участков, а о формировании новых участков, на которые будут обновленные пакеты документов.
  3. Исходные участки прекращают свое существование, право на них погашается.
  4. На образуемые участки собственники регистрируют право.
  5. Участкам, получившимся в результате перераспределения, нужно заново присваивать адреса, обращаясь в уполномоченную инстанцию через МФЦ.
  6. Перераспределение участков возможно, если у исходных участков имеется межевание. При отсутствии уточнения границ преобразуемых участков нужно сначала провести межевание, а потом подготавливать перераспределение.

Ссылка на документ:

Ссылка на документ:

Когда требуется перераспределение участков земли

Рассмотрим случаи, удачным решением для которых станет именно перераспределение:

  • Исходные участки нестандартной конфигурации, затрудняющей пользование участком.
  • Нехватка площади, ширины или длины участка. Например, собственник задумал строительство, а изогнутая конфигурация участка не позволяет соблюсти разрешенный градостроительными нормами отступ от межи до будущего дома – требуется три метра, а фактически только полтора. При согласии владельца соседнего участка общую границу можно перераспределить – отдать соседу кусок земли равнозначной площади в другой части участка, взамен расширить область своего будущего строительства. Или другой пример: конфигурация участка такова, что у него узкий фасад, не позволяющий автомобилю заехать внутрь двора. В то время как у соседа, напротив, фасад достаточно широкий. Перераспределение общей межи при взаимной договоренности сторон может стать выходом из сложной ситуации.

Необязательно совершать обмен – недостающие квадратные метры можно выкупить – процесс определяет соглашение между сторонами.

  • В местоположении смежных участков выявлена реестровая ошибка – юридически имеющееся межевание не соответствует заборам на местности. Чтобы привести неправильно задокументированное межевание в соответствие существующим более 15 лет фактическим заборам, можно сделать перераспределение.
  • Необходимость использования чужого участка для обслуживания коммуникаций, реконструкции строения и др.

Перераспределение смежных участков способно существенно упростить процедуру изменения площади и конфигурации соседних наделов. Тот же результат можно достигнуть, если объединить два участка в один, зарегистрировать право в долях на образуемый участок, а потом разделить его, вновь зарегистрировав право на образуемые участки. В данном случае понадобится два межевых плана вместо одного, несколько раз придется оплачивать государственную пошлину за приобретение права. Такой способ повлечет дополнительные материальные и временные затраты, превышающие тот же процесс, но методом перераспределения, в два и более раза.

Порядок процедуры перераспределения земли

Если вы с владельцем смежного домовладения определились, каким образом хотите перераспределить общую границу, и готовы к составлению соглашения, можно приступать к юридическому переоформлению документов.

  1. Заказываете межевой план в кадастровой организации.
  2. Самостоятельно или с помощью юриста составляете соглашение о перераспределении земельных участков.
  3. Далее все собственники участков, подлежащих перераспределению, одновременно подают заявление в МФЦ. С собой иметь межевой план, соглашение о перераспределении.
  4. Стороны подписывают заявления о постановке на учет новых участков и регистрации права на них (исходные участки аннулируются).
  5. Через 10 рабочих дней владельцы участков получат правовые документы на землю.
  6. После этого необходимо подать заявление на присвоение адреса, также с помощью МФЦ.
  7. Вы получите распоряжение о присвоении адреса, которое необходимо подать снова в Росреестр (также через МФЦ) для учета изменений в отношении адреса.

На этом юридическое переоформление документов при перераспределении участков между двумя (или более) собственниками считается полностью завершенным.

Когда невозможно осуществить перераспределение

Поскольку процедура перераспределения земли подчиняется нормам образования участков, необходимо учитывать, что формировать участки можно только в строгом соответствии с градостроительным законодательством.

Препятствием для перераспределения могут стать следующие уникальные характеристики земельного участка.

  1. Площадь новых участков.

Дело в том, что город поделен на территориальные зоны, для каждой из которых определены органами местной власти максимальные и минимальные размеры образуемых участков для всех видов целевого использования земли, предусмотренного в этой зоне. Рассмотрим на конкретном примере. Предположим, в зоне жилой застройки наименьший размер участков, который может быть образован в данной градостроительной зоне, равен 300 кв. м. Участок после преобразования стал 270 кв. м, что меньше допустимого минимального размера, следовательно, образование участка площадью 270 кв. м невозможно. Если наименьший размер не нормируется, то можно образовывать участки и в 100 кв. м, и в 2021 кв. м.

Примечание. В некоторых зонах существует ограничение по максимальному размеру участков.

Поэтому, прежде чем задумываться о перераспределении наделов, следует ознакомиться с выпиской из правил землепользования и застройки (ПЗиЗ) — запрашивается в МФЦ.

  1. Вид разрешенного использования (ВРИ).

В пределах градостроительной зоны установлен перечень основных ВРИ земельных участков, согласно которому их можно образовывать. Поскольку при перераспределении происходит образование самостоятельных участков, нужно выбрать целевое назначение земли согласно вышеуказанному перечню. Может оказаться, что необходимого ВРИ нет в этом списке.

Если желаемое целевое назначение предусмотрено не в основных, а в условно разрешенных видах использования участков – то тогда через публичные слушания с разрешения администрации возможно установить необходимое назначение преобразуемым участкам.

Например, застройщик планирует строить многоквартирные дома в зоне, где в основных разрешаемых видах могут располагаться участки под индивидуальные жилые дома, блокированную застройку, общественное питание и др., но многоэтажная застройка не предусмотрена правилами градостроительного зонирования. Если такой ВРИ допускается в условно разрешенном списке, то застройщик вправе организовать публичные слушания для получения разрешения на возведение многоэтажек. Если и в условном списке отсутствует требуемый вид использования земли, значит, нельзя организовывать строительство высоток в данном районе.

Бывает, что люди десятки лет используют участок под ИЖС, однако в актуальной выписке из ПЗиЗ вид «ИЖС» можно установить формируемым участкам только через публичные слушания.

Информация о ВРИ приведена в выписке из ПЗиЗ, доступной по запросу любых лиц.

Перераспределение с муниципальными землями

Необходимость прирезки городской земли, как правило, возникает в следующих случаях:

  • Строение частично находится за кадастровой границей участка.
  • Небольшая территория давно используется собственниками прилежащего участка (огород, сад), и местная власть начала присылать штрафы за незаконное пользование муниципальной землей.
  • На публичной кадастровой карте имеется свободная территория (чересполосица) между кадастровыми границами соседних участков. Владельцы одного из участков решают посредством никем не узаконенной земли увеличить свою площадь.

Порядок перераспределения с муниципальными землями:

  1. Подготавливается схема на кадастровом плане территории (КПТ), в которой определены координаты куска земли, подлежащего прирезке, и обозначена общая площадь образуемого участка (площадь исходного участка + площадь прирезки).
  2. Схема на КПТ отдается на утверждение администрации.
  3. Уполномоченная инстанция выдает распоряжение о перераспределении участка с муниципальными землями.
  4. Подготавливается межевой план на образование участка.
  5. На основании межевого плана регистрируется право на новый участок, собственность на исходный аннулируется.
  6. Заявитель получает выписку из ЕГРН на участок с новым кадастровым номером и площадью.

При перераспределении участка с государственными землями действуют правила градостроительного зонирования с установленными предельными размерами формируемых участков, характерные для образования участков.

Подведем итоги

Таким образом, при перераспределении формируются самостоятельные участки с обновленными характеристиками и документами. Перераспределение возможно между несколькими участками, а также между сформированным участком и землями муниципалитета.

Прежде чем заниматься юридическим оформлением перераспределения участков, следует получить информацию о предельных размерах и допустимых целевых назначениях земли в зоне расположения участка (выписка из ПЗиЗ), или получить консультацию кадастрового инженера (юриста).

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее — Департамент недвижимости) рассмотрел обращение по вопросу перераспределения земель и нескольких земельных участков и в части своей компетенции сообщает.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ) при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких исходных смежных земельных участков прекращается.

При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.

Таким образом, положения абзаца второго пункта 1 статьи 11.7 ЗК РФ прямо указывают на то, что с землями может перераспределяться только один земельный участок.

При этом, по мнению Департамента недвижимости, расхождение в позициях относительно количества земельных участков, которые могут одновременно перераспределяться с землями, возникает в том числе в связи с использованием в статьях 39.28 и 39.29 ЗК РФ формулировки «перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности», из которой можно сделать вывод о допустимости перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, одновременно с землями и земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности,.

Вместе с тем, Департамент недвижимости отмечает, что согласно пункту 3 статьи 11.7 ЗК РФ главой V.4 ЗК РФ устанавливаются только случаи, при которых допускается осуществлять образование земельных участков путем перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, и порядок действий, обеспечивающих образование земельных участков таким способом.

При этом указанной главой не устанавливаются правила образования земельных участков путем перераспределения, в том числе: какие земельные участки могут быть исходными земельными участками (несколько смежных земельных участков либо земли и земельный участок) и какие последствия наступают (образуются несколько других смежных земельных участков, а существование исходных смежных земельных участков прекращается, либо существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок).

Таким образом, при перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель или земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, должны соблюдаться правила, установленные пунктом 1 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного, перераспределение земель и нескольких земельных участков, в том числе при соблюдении условий, указанных в пункте 1 статьи 39.27 и пункте 1 статьи 39.28 ЗК РФ, не допускается.

Кроме того, следует отметить, что перераспределение земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, и предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности либо образуемых из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируется разными главами ЗК РФ.

Такое разделение было введено не только в связи с разным порядком осуществления указанных процедур, но и в связи с тем, что перераспределение земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, не должно приводить к значительному увеличению площади земельного участка, находящегося в частной собственности, а призвано помочь устранить недостатки в землепользовании. В этом случае увеличение площади земельного участка является лишь побочным следствием, а не целью перераспределения.

Иное толкование положений ЗК РФ о перераспределении земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, обесценивает требования ЗК РФ о предоставлении земельных участков на торгах.

Если рассматривать другой способ образования земельных участков, предполагающий увеличение площади исходного земельного участка, а именно объединение земельных участков (статья 11.6 ЗК РФ), то следует отметить, что ЗК РФ запрещается объединение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности. Это также свидетельствует о необходимости установления барьера для увеличения площадей земельных участков, находящихся в частной собственности, в обход конкурсного порядка предоставления земельных участков.

Дополнительно Департамент недвижимости обращает внимание, что в соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. При этом органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2021 г. № 24-П практикообразующее значение имеют, по сути, только акты Президиума и Пленума Верховного Суда Российской Федерации, к ним не могут быть отнесены даже определения судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации по конкретным делам.

С учетом изложенного судебные акты, вынесенные по определенному делу, на основании определенных доказательств, не являются нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе не составляют правовой основы регулирования земельных отношений, установленной статьей 2 Земельного кодекса Российской Федерации.

С учетом приведенного дополнительного обоснования Департамент недвижимости подтверждает изложенную в письме Минэкономразвития России от 10 октября 2021 г. № Д23и-5855 позицию относительно невозможности перераспределения нескольких земельных участков и земель.

Врио директора
Департамента недвижимости
М.В. Бочаров

Согласно ЗК РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуется несколько других смежных участков, а существование исходных объектов прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного участка прекращается и образуется новый участок. Таким образом, с землями может перераспределяться только один участок.

— как перераспределять государственные земли и земельные участки и частные земельные участки;

— как предоставлять участки, которые находятся в госсобственности либо образуются из государственных земель или земельных участков.

Перераспределение государственных земель или земельных участков и частных земельных участков не должно приводить к значительному увеличению площадей последних.

Нельзя объединять государственные и частные земельные участки и позволять увеличивать площади последних в обход конкурса.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: