Положения Земельного кодекса по перераспределению земельных участков

Порядок перераспределения земельных участков с 1 января 2020 года

Земельные участки, в соответствии со ст.11.7 Земельного кодекса могут быть перераспределены между собственниками. В статье подробно разберем, какой существует порядок перераспределения земельных участков с 1 января 2020 года.

Правила образования земельных участков в 2020 году

В соответствии с земельным кодексом (ст.11.2) существует несколько способов возникновения новых земельных наделов. Вот так звучат общие правила образования земельных участков, в 2020 году:

  • Выдел одного, или наоборот, объединение нескольких участков
  • Перераспределение земельных участков
  • Раздел (один участок делится на несколько)

Но мы остановим свое внимание на образовании земельных участков путем перераспределения. Уточним какова процедура и порядок перераспределения земельного участка в 2020 году. Также выясним куда стоит обращаться и какие документы следует собрать.


Когда возникает необходимость перераспределения земельных участков?

Необходимость в перераспределении земельных участков возникает по разным причинам. Чаще всего, собственник обращается по этому вопросу тогда, когда возникает проблема, которую удобно решить путем перераспределения земельных участков. Например, изломанная линия границы; вклинивания смежных участков; подвод коммуникаций; неудобный подход или подъезд; дом, который уже построен выходит за предельно допустимые границы от забора. Ведь по сути – перераспределение площади земельных участков – это процедура их объединения, а затем раздела. То есть, перераспределение создано для удобства собственников, чтобы исключить дополнительную волокиту с документами.

Собственник земельного участка, может путем перераспределения земельных участков осуществить прирезку земельного участка за счет смежных земель и увеличить свою площадь.

Особенности перераспределения земельных участков с 1 января 2020 года

Какие существуют особенности перераспределения земельных участков с 1 января 2020 года? По закону нельзя перераспределить дачные участки. Но это связано лишь с тем, что понятие дачный участок с 2020 года упразднили и заменили на садовый участок. Другие новшества в законодательстве касаются общих изменений в системе кадастра. Они связаны со вступлением в силу с 16.09.2020 закона 150-ФЗ (от 17.06.2020), который предусматривает новый порядок комплексных кадастровых работ для согласования границ земельных участков СНТ, территорий общего пользования и прочих участков, находящихся в собственности граждан.  Что же получается в результате перераспределения земельного участка между собственниками? Все просто — возникает новый участок (участки), с другими координатами и площадью. Насчет кадастрового номера – будет ли он изменен или нет, это решит кадастровая палата.

Порядок действий при перераспределении

Для начала собираем комплект документов. Чтобы выяснить, какие именно документы понадобятся для перераспределения земельных участков именно в вашем случае, следует обратиться в органы местной власти. Статья 39.29 Земельного кодекса гласит, что для перераспределения земельных участков нужно заключить соглашение между собственниками, в целях заключения которого подается заявление.
Заявление о перераспределении земельных участков
Заявление типовое, заполняется легко. Примерную форму можно найти на просторах интернета, однако лучше поинтересоваться в местных органах власти, какой бланк заявления принят в вашем муниципалитете, так как форма заявления не является общепринятой. Также заявление можно подать через госуслуги или по почте.
В заявлении обязательно должно быть указано:

  • ФИО, адрес, паспортные данные (для физ.лиц)
  • Наименование и реквизиты (для юр.лиц)
  • Кадастровые номера участков

Неотъемлемой частью заявления будет пакет документов, необходимых при перераспределении между земельными участками:

  • выписка из ЕГРН, либо копии документов о собственности или ином правообладании на землю
  • проект межевания территории
  • схема расположения земельного участка (если нет проекта межевания)
  • выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП (для юридических лиц).

Это не исчерпывающий список документов. При перераспределении земельных участков, находящихся, в частной собственности или в государственной собственности, могут понадобиться еще какие-нибудь уточняющие документы, все зависит от индивидуального случая.

Сроки рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков

В соответствии со ст.39.29 (п.8) Земельного кодекса срок рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков составляет 30 рабочих дней.
Этот срок может быт увеличен до 45 рабочих дней в случае, если для рассмотрения заявления требуется получить дополнительную документацию или материалы.
Если же заявление подано с нарушениями (в комплекте не хватает документов, подано в иной орган) – тогда оно возвращается в течение 10 дней со дня поступления.
Рассмотрев заявление о заключении соглашения о перераспределении земель администрация принимает одно из следующих решений:

  • Утвердить схему расположения, либо основываясь на утвержденный проект межевания дать положительный ответ на подписание соглашения о перераспределении земельных участков;
  • Отказать в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, указав при этом законные причины.

Если заявление рассмотрено, и дан положительный ответ, тогда следующим шагом будет Соглашение о перераспределении земельных участков.
Соглашение о перераспределении земельных участков заключается обязательно в письменном виде – это добровольное желание сторон с подробным описанием способов и мотивов перераспределения.
Соглашение составляется между заинтересованными собственниками участков. Собственниками могут выступать как частники, так и государство или муниципалитет.

Кто оформляет перераспределение земельного участка

Мы выяснили, что для перераспределения земельных участков требуется ряд документов. А кто оформляет перераспределение земельного участка? Порядок перераспределения земельных участков предполагает участие не только собственников земель, в том числе муниципальных, государственных органов, но других структур и лиц. Так, в результате перераспределения готовится межевой план, право подписи которого принадлежит только зарегистрированному кадастровому инженеру, кроме того, кадастровый инженер дает консультации и оказывает помощь как на этапе подготовки документов (схем, проектов), так и после заключения соглашения.

Для того, чтобы оформить межевание следует выбрать кадастровую компанию или кадастрового инженера в своем регионе. Мы подготовили для этого бесплатный и удобный онлайн сервис — калькулятор цен на кадастровые услуги, с помощью которого можно выбрать исполнителя кадастровых работ.
Диск с межеванием, а также пакет документов для регистрации вновь созданных перераспределенных земельных участков, передается в местный МФЦ, для последующей регистрации в органах Росреестра.
Когда вновь созданные участки будут поставлены на кадастровый учет, тогда старые прекратят свое существование.
Таким образом, за счет перераспределения земельных участков возможно увеличение или уменьшение площади таковых
. Увеличение площади (прирезка земельного участка) может быть как за счет государственных (муниципальных) земель, так и за счет частной собственности. Как правило, при таком раскладе, в соглашении обычно прописывается денежная компенсация.

Изменение Земельного кодекса РФ с 18 марта 2020 года

Новая редакция Земельного кодекса Рф вступила в силу с 18.03.2020. Законодатели дополнили основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Редакцию Земельного кодекса РФ с 18.03.2020 изменил Федеральный закон от 18.03.2020 № 66-ФЗ, который вступил в силу в день официального опубликования. Его нормами дополнен перечень оснований для возникновения прав на земельные участки, выделяемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Новые основания для возникновения прав на землю

Новой редакцией статьи 39.1 Земельного кодекса РФ «Основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности» предусмотрено, что правительство Российской Федерации своими решениями имеет право выделять земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, в собственность государственным корпорациям в качестве имущественного взноса Российской Федерации в соответствии с федеральными законами. В этих случаях основанием для выделения в собственность земельного участка является решение правительства РФ, а положения главы V.I Земельного кодекса РФ «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» не применяются.

Новые законы о земельных участках в 2020 году

Новые законы о земельных участках в 2020 году

Все собственники земельных участков, которые не прошли межевание, в одночасье стали просто пользователями, которые могут только использовать участок для своих нужд. Продать, подарить, вписать участок в наследство, заложить его в банке и т.д., теперь нельзя, пока запись об участке не появится в едином госреестре недвижимости. А эта запись может появиться только после процедуры межевания.

Согласно нововведениям в земельное законодательство земельные участки подлежат обязательной регистрации в ЕГРН. Если собственника не могут найти в реестрах на протяжении пяти лет, его землю могут признать бесхозяйной, и тогда она отойдёт государству. Многие приобретали недвижимость ещё при советской власти, и далеко не все наши дедушки и бабушки позаботились о постановке земельного участка на регистрационный учёт. Поэтому для тех, кто получил такие земли по наследству, дарению или иным способом должны обязательно поставить её на регистрационный учёт, чтобы не потерять своё право собственности.

Новый закон о земельных участках 2020

Следует поспешить узаконить свои права на владение тем или иным земельным наделом, ведь с первых чисел января 2020 года парламент планирует установить беспрекословный запрет на распоряжение теми участками, в отношении которых не было проведено межевание. Соответственно, если межевание до 2020 года не было оформлено, то любому физическому лицу будет официально запрещено распоряжаться землей.

Изменения в земельном законодательстве с января 2020 года: действительно ли собственников лишат земли? Поправки в Закон о недвижимости, вступающие в силу в начале 2020 года, наделали много шума. Над владельцами земельных участков нависла угроза их изъятия. Действительно ли новый закон позволяет государству лишать собственников земли? И кого коснутся данные изменения?

Особенности нового закона по межеванию земельного участка бесплатно в 2020 году

Изменения в земельном законодательстве, в частности, в определении границ участков, породило массу спекуляций. Окончание «дачной амнистии» в декабре 2020 года обязало собственников наделов оформлять документы за свой счет. Уже сейчас невозможно межевание дачного земельного участка бесплатно, новый закон однозначно трактует, что это делается за счет собственников.

Установление фактических границ надела необходимо для составления корректной кадастровой карты. В ней указываются характеристики всех участков, в том числе площади, назначение и места расположения с соседними. Эта информация нужна для начисления правильной суммы налога.

Как сделать межевание земельного участка в 2020 году

Как проводят обязательное межевание земельного участка с 1 января 2020 года? Кадастровым инженером принимается обращение землепользователя, и на основании полученной от собственника документации проводится межевание. Потом информацию о результатах межевания исполнитель кадастровых работ должен принести в Росреестр, чтобы внести сведения в Единый государственный кадастр недвижимости, либо эти сведения самостоятельно предъявляет муниципалитет в Росреестр в форме карты-плана (итоговая документация комплексных работ). Так или иначе, необходимая информация будет внесена в кадастр без участия собственника, если он обратится к исполнителю комплексных работ и предоставит необходимые данные.

Рекомендуем прочесть: Налог на выигрыш в лотерею в россии

Каждый гражданин России при оформлении любого вида земельного участка обязательно должен зарегистрировать его в кадровом регистре. Но эту операцию невозможно провести, если отсутствует специальный межевой план на участок. Как это было и раньше, такой план нужен для обозначения чётких границ и координат местонахождения территории, однако межевой план с 1 января 2020 года будет несколько изменён.

Что такое межевание земельного участка по новому закону 2020 года

Заказчиком комплексных кадастровых работ может выступать муниципальное образование или Министерство имущественных отношений региона. Уточнить, включен ли его участок в проект межевых работ, собственник может, обратившись в одну из этих структур. Запрос лучше оформить в письменном виде.

С вступлением в силу поправок в Земельный кодекс РФ межевание земельного участка приняло обязательный характер. Межевание участка является необходимым условием владения землей по праву и ее распоряжением. Эту процедуру законодатель планирует завершить до конца 2020 года. Тем, кто этого не сделает, станет невозможным узаконить постройки на данном участке, а также продать его, подарить и т.д.

Новый порядок изъятия земельных участков в 2020 году: что нужно знать, чтобы не стать жертвой произвола

Уже сегодня на многих муниципальных сайтах висят обращения местных властей к населению и организациям о вступлении нового закона в силу.

Местная власть согласно закону получила дополнительные полномочия и, по мнению экспертов, отныне является заинтересованной стороной.

По данным Комитета Госдумы по аграрным вопросам, в руки муниципалитетов только невостребованных земель может перейти около 22 млн га.

Если их затем продать за 15% кадастровой стоимости (закон устанавливает для продажи не более данного процента), то местные бюджеты пополнятся на 55 миллиардов рублей.

«Установлен порядок, определяющий право сельхозорганизации или крестьянского (фермерского) хозяйства, использующего земельный участок, обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи земельного участка или договора аренды в течение трех месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности по цене не более 15 процентов от кадастровой стоимости земельного участка (для купли-продажи), — пояснил Николай Степанов, партнер юридической фирмы «Муранов, Черняков и партнеры». — Торги за право заключения договора купли продажи или аренды не проводятся, что может существенно увеличить количество сделок с земельными участками сельскохозяйственного назначения. Более того, муниципальный орган обязан в течение двух недель с момента госрегистрации права на земельный участок, выделенный в счет земельных долей, опубликовать в средствах массовой информации и разместить на своем официальном сайте в сети Интернет информацию о возможности приобретения такого земельного участка«.

Новые изменения в законе о земельных участках 2020 года

В дальнейшем разрешить ситуацию и вернуть назад участок будет затруднительно и возможно лишь через суд. Важным моментом также является тот факт, что если надел был поставлен на учет до 2020 года, то значиться в Госкадастре он не будет. Существенно пострадать в такой ситуации могут дачники, которые еще не успели выполнить регистрацию.

Основная сложность процедуры постановки на учет имущества заключается в том, что придется не только подавать официальное заявление в Госкадастр на регистрацию, но и обращаться к геодезистам и проводить межевание. Само по себе мероприятие считается достаточно дорогостоящей и длительной процедурой.

Рекомендуем прочесть: Перевозка детей в автомобиле с 1 июня 2020 года на переднем сиденье

Алгоритм межевания земельного участка в 2020 году

Процедура межевания может проводиться только квалифицированными специалистами, который должен иметь лицензию. Выбор компании осуществляется на основании следующих признаков: наличие аттестации, количество аттестованных инженеров (их должно быть более трех человек) и сведения об инженере в Росреестре.

передается во владение или пользование другому гражданину (сюда включены и территории муниципальных или государственных властей);

который перераспределяется в зависимости от каких-либо обстоятельств;

который должен разделяться, передаваться или объединяться.

Можно ли провести межевание земельного участка бесплатно

​Новый закон о земельном кадастре вступил в силу с 01.01.2020 г. С его принятием многое меняется в процедуре регистрации прав на землю и внесении данных о земельных участках в кадастр. Создается новая единая учетно-регистрационная система и единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Все сведения, которые уже содержатся в кадастре, будут перенесены в ЕГРН. Эта система будет создаваться постепенно, но все новые регистрационные мероприятия будут происходить уже в соответствии с вступившим в законную силу законом.

Комплексные кадастровые работы выполняются в соответствии со специальной федеральной программой. Ее реализация позволит сократить число неучтенных участков и расширить налогооблагаемую базу. Для землевладельцев тоже плюс – они смогут бесплатно получить документы на свою собственность.

Новый закон о садоводстве с 1 января 2020 года

Ранее на учет ставились участки с различными разрешенными использованиями. В соответствии с новым законом участки с разрешенным использованием «для садоводства», «для ведения садоводства», «дачный земельный участок», «для ведения дачного хозяйства», «для дачного строительства» с 1 января 2020 года считаются садовыми земельными участками.

До 1 января 2020 года на рассмотрение общего собрания должен быть вынесен вопрос о безвозмездной передаче имущества общего пользования (в том числе земельного участка общего назначения), принадлежащего товариществу на праве собственности, в общую долевую собственность садоводов пропорционально площади их участков.

Межевание земельного участка бесплатно новый закон 2020 в крыму

Подготовить документы. В большинстве случаев достаточно выписки из ЕГРН и паспорта. Заказать информацию из ЕГРН можно в электронном виде. Для этого рекомендую сервис Ктотам. Про, который присылает готовую выписку в течение часа. Стоимость та же, что и в МФЦ — 250 рублей. Данные официальные — из ЕГРН Росреестра и подтверждены электронной цифровой подписью регистратора (ЭЦП);

Как уже было замечено, мероприятие должно осуществляться специализированными компаниями или предпринимателями, имеющими официальное разрешение на занятие такой деятельностью. Поскольку оборудование и сама лицензия имеют высокую стоимость, процедура межевки, чаще всего, носит платный характер и стоимость ее весьма внушительна. Для многих землевладельцев это становится существенным препятствием при исполнении требований закона.

Межевание земельного участка до 2020 года: закон

Инициатором периодически выступает хозяин участка, а также чиновники. От землевладельца требуют только необходимые бумаги, а также доступ к обозначенной территории. Вдруг о проведении обязательного межевания на дачах просите Вы или кто-то из соседей, то временные рамки согласовываются, и приходит письменное уведомление.

По сути, людям начинает казаться, что в межевании их территории заинтересовано исключительно государство, так как это чревато новыми налоговыми платежами. Но, в данном положении вещей также реально найти и опровержение, геодезисты все могут объяснить доступным языком.

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее — Департамент недвижимости) рассмотрел обращение по вопросу перераспределения земель и нескольких земельных участков и в части своей компетенции сообщает.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ) при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких исходных смежных земельных участков прекращается.

При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.

Таким образом, положения абзаца второго пункта 1 статьи 11.7 ЗК РФ прямо указывают на то, что с землями может перераспределяться только один земельный участок.

При этом, по мнению Департамента недвижимости, расхождение в позициях относительно количества земельных участков, которые могут одновременно перераспределяться с землями, возникает в том числе в связи с использованием в статьях 39.28 и 39.29 ЗК РФ формулировки «перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности», из которой можно сделать вывод о допустимости перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, одновременно с землями и земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности,.

Вместе с тем, Департамент недвижимости отмечает, что согласно пункту 3 статьи 11.7 ЗК РФ главой V.4 ЗК РФ устанавливаются только случаи, при которых допускается осуществлять образование земельных участков путем перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, и порядок действий, обеспечивающих образование земельных участков таким способом.

При этом указанной главой не устанавливаются правила образования земельных участков путем перераспределения, в том числе: какие земельные участки могут быть исходными земельными участками (несколько смежных земельных участков либо земли и земельный участок) и какие последствия наступают (образуются несколько других смежных земельных участков, а существование исходных смежных земельных участков прекращается, либо существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок).

Таким образом, при перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель или земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, должны соблюдаться правила, установленные пунктом 1 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного, перераспределение земель и нескольких земельных участков, в том числе при соблюдении условий, указанных в пункте 1 статьи 39.27 и пункте 1 статьи 39.28 ЗК РФ, не допускается.

Кроме того, следует отметить, что перераспределение земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, и предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности либо образуемых из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируется разными главами ЗК РФ.

Такое разделение было введено не только в связи с разным порядком осуществления указанных процедур, но и в связи с тем, что перераспределение земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, не должно приводить к значительному увеличению площади земельного участка, находящегося в частной собственности, а призвано помочь устранить недостатки в землепользовании. В этом случае увеличение площади земельного участка является лишь побочным следствием, а не целью перераспределения.

Иное толкование положений ЗК РФ о перераспределении земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, обесценивает требования ЗК РФ о предоставлении земельных участков на торгах.

Если рассматривать другой способ образования земельных участков, предполагающий увеличение площади исходного земельного участка, а именно объединение земельных участков (статья 11.6 ЗК РФ), то следует отметить, что ЗК РФ запрещается объединение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности. Это также свидетельствует о необходимости установления барьера для увеличения площадей земельных участков, находящихся в частной собственности, в обход конкурсного порядка предоставления земельных участков.

Дополнительно Департамент недвижимости обращает внимание, что в соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. При этом органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2020 г. № 24-П практикообразующее значение имеют, по сути, только акты Президиума и Пленума Верховного Суда Российской Федерации, к ним не могут быть отнесены даже определения судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации по конкретным делам.

С учетом изложенного судебные акты, вынесенные по определенному делу, на основании определенных доказательств, не являются нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе не составляют правовой основы регулирования земельных отношений, установленной статьей 2 Земельного кодекса Российской Федерации.

С учетом приведенного дополнительного обоснования Департамент недвижимости подтверждает изложенную в письме Минэкономразвития России от 10 октября 2020 г. № Д23и-5855 позицию относительно невозможности перераспределения нескольких земельных участков и земель.

Врио директора
Департамента недвижимости
М.В. Бочаров

Согласно ЗК РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуется несколько других смежных участков, а существование исходных объектов прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного участка прекращается и образуется новый участок. Таким образом, с землями может перераспределяться только один участок.

— как перераспределять государственные земли и земельные участки и частные земельные участки;

— как предоставлять участки, которые находятся в госсобственности либо образуются из государственных земель или земельных участков.

Перераспределение государственных земель или земельных участков и частных земельных участков не должно приводить к значительному увеличению площадей последних.

Нельзя объединять государственные и частные земельные участки и позволять увеличивать площади последних в обход конкурса.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: