Порядок перераспределения земельных участков с разным разрешенным использованием в 2019 году

Исключением из вышеуказанного правила является случай образования земельных участков из участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также случай образования земельных участков в судебном порядке. Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними. Такое соглашение требуется как при образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, так и при образовании земельных участков из смежных участков, находящихся в собственности различных лиц.

Порядок перераспределения земельных участков с разным разрешенным использованием

Условия перераспределения земельных участков В целях исполнения указанной процедуры придерживайтесь таких условий:

  • землевладения должны быть соседними, то есть соприкасаться минимум в одной точке;
  • такие земли не должны иметь ограничений и арестов;
  • заранее обратитесь к собственникам смежных земель и договоритесь с ними об указанной процедуре;
  • соберите необходимый пакет документации;
  • представьте в территориальное отделение Росреестра заявление в отношении процедуры перераспределения;
  • закажите услуги по исполнению требуемых работ кадастровым инженером.

Классификация перераспределения земель Сегодня законодатель предусматривает такие типы возможной смены земельных границ, которые определяются исходя из их владельцев:

  • при перераспределении участков, собственниками которых являются граждане и организации.

Можно перераспределить участки с разным ври

В соответствии с ЗК РФ при образовании земельных участков целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Таким образом, в случаях образования земельных участков из одного исходного, такими способами как раздел или выдел, целевым назначением и видом разрешенного использования образованных участков, безусловно, будут являться целевое назначение и вид разрешенного использования исходного земельного участка.

Перераспределение с разными видами разрешенного использовани

при перераспределении землевладений и участков, владельцами которых выступают государство или муниципалитет, между собой либо с частными землевладениями и земельными участками, применяется глава V.4 Земельного кодекса РФ;

  • если вышеуказанный вид перераспределения происходит между частными землевладельцами и органами исполнительной власти государства либо местными органами власти, процедура осуществляется посредством заключения соответствующих соглашений, в соответствиями с условиями которых возникает право частной, государственной, либо муниципальной собственности на формируемые землевладения.

Изменения в порядке перераспределения земельных участков с 1 января 2018 года После вступления в силу Федерального закона от 03 июля 2019 года № 334, существенные изменения коснулись компетентных органов, выдающих разрешительную документацию по вопросу перераспределения земель.

Перераспределение земель и земельных участков между собой

КСИСХ.УЧ.

  • в Ярославской области

Постановлением Правительства Ярославской области №119-п от 11.02.2015 г. утверждены Правила определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в собственности Ярославской области, землями или земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена: пункт 5. «Размер платы в случае перераспределения земель и земельного участка, находящегося в частной собственности, определяется как 15% от разницы между кадастровой стоимостью образованного земельного участка, площадь которого увеличилась в результате его перераспределения с землями, и кадастровой стоимостью земельного участка, находящегося в частной собственности до его перераспределения»: P = 0.15 (КСобр.уч.

Перераспределение частных и государственных земель

Внимание

Становится ясным, что из одного участка нужно выделить часть земли и добавить её к другому участку. Значит, потребуется провести межевание и изменить (перераспределить) границы и площади исходных смежных участков:

  1. участка гражданина — по причине увеличения площади,
  2. муниципального или государственного участка — по причине уменьшения площади за счёт выделения из него части территории площади, прилегающей к участку гражданина.

Когда можно приступить к межеванию? Что ещё предстоит сделать, ведь, хотя бы свой увеличенный земельный надел нужно потом как-то зарегистрировать? На сколько можно увеличить площадь своего участка? Нужно ли платить за это деньги и сколько? Получить ответы на все вопросы поможет закон.

Порядок процедуры перераспределения земельных участков подробно раскрыт в статье 39.29 Земельного кодекса РФ.

Общие принципы образования земельных участков из существующих участков.

  • Правительство РФ — если земля относится к государственной (федеральной) собственности.

Чтобы самостоятельно узнать конкретного правообладателя смежного участка, из которого предполагается провести добавку к своему наделу, можно воспользоваться такими вариантами:

  1. обратиться к такому бесплатному источнику сведений, как Публичная кадастровая карта Росреестра, предоставляющей общедоступные сведения по размещённым на карте земельным участкам и объектам недвижимости (о том как работать с картой, можно почитать в другом разделе карты здесь);
  2. обратиться непосредственно на официальный портал Росреестра и, используя на нём вкладки:
  • Получение сведений из ЕГРН
  • Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online,

выполнить заказ необходимых сведений.

Всем привет! решил создать тему по специальному вопросу отдельной главы чтоб не перечитывать иные темы по данному узкому вопросу. Предлагаю для обсуждения возможные варианты и пути решения существующих жизненных проблем при использовании земель Начну со своей ситуации: на праве аренды у ООО есть 3 смежных «государственных» участка, есть прилегающая территория не задействованная в использовании, там же есть участок на котором стоит муниципальный объект (трансформаторная подстанция) есть смежный участок муниципального учреждения.
земли населенных пунктов. территория общественной не жилой застройки.

В качестве субъектов данной процедуры выступает компетентный в земельных правоотношениях орган и заявитель. Процедура перераспределения земель, принадлежащих муниципалитету либо частным собственникам, осуществляется согласно межеванию.

Иногда землевладельцем и заинтересованным лицом является один и тот же субъект. В таком случае принятие решения возлагается на уполномоченный орган.
Содержание соглашения о перераспределении подразумевает указание таких сведений:

  • личной информации в отношении собственников соответствующих землевладений;
  • подробного описания перераспределяемой недвижимости;
  • обоснования необходимости перераспределения территорий.

В качестве основания для проведения регистрации Земельной палатой созданных землевладений выступает подписанный сторонами процедуры договор, а также выдел соответствующих территорий.

Можно ли перераспределить участки с разным видом разрешенного использования

Правил для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, установлен такой порядок расчёта: «Размер платы в отношении земельного участка, находящегося в собственности Ярославской области, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, определяется как 15% их кадастровой стоимости, рассчитанной пропорционально площади части таких земельных участков, подлежащих передаче в частную собственность в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в частной собственности…» Когда и куда вносится плата за добавленный участок? Оплата за добавление к исходному участку дополнительной муниципальной или государственной земельной площади должна быть произведена в течение того срока, что указан в соглашении, а отсчитывается он со дня подписания Соглашения о перераспределении земельного участка.

Инфо

При исчислении размера платы за увеличение площади частного земельного участка в результате его перераспределения с участками из состава земель субъекта РФ — установленные в них порядок и правила расчетов. Несколько примеров:

  1. в Ленинградской области — смотреть здесь
  2. в Московской области — смотреть здесь
  3. в Псковской области — смотреть здесь
  4. в Иркутской области — смотреть здесь

3.

При определении размера платы за увеличение площади частного земельного участка в результате его перераспределения с участками из состава земель, находящихся в муниципальной собственности, применяются установленные в них порядок и правила расчетов.

Правительства Тюменской области «Об установлении порядка определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения» (№180-п от 30 апреля 2015 года) утверждён такое правило для расчётов: «размер платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земельных участков, находящихся в государственной собственности Тюменской области, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяется как разница между кадастровой стоимостью образованного земельного участка, площадь которого увеличилась в результате перераспределения земельных участков, и кадастровой стоимостью земельного участка, находящегося в частной собственности до перераспределения земельных участков»: P = КСобр.уч.

Подобные корректировки относятся к участкам с неразграниченной государственной собственностью. Суть их состоит в таких положениях:

  • любые вопросы касаемо земель сельских поселений рассматриваются местной властью;
  • в случае, если необходимо уточнение границ земельного участка сельскохозяйственного поселения, подавайте соответствующее заявление в администрацию по месту нахождения данного объекта недвижимости;
  • после того, как перераспределение завершится, установленные законодателем правомочия по эксплуатации таких земель, предоставляются их собственнику.

На сегодняшний день Земельный кодекс РФ претерпел еще ряд существенных изменений по вопросу перераспределения участков земли. Чаще всего заявители высказывают желание о прирезке какой-либо части муниципального участка к своей земле. Такие части, передающиеся частным собственникам, называются «прирезки».

Порядок перераспределения земельных участков с разным разрешенным использованием

  • выяснить, разработан или нет, в соответствии с ПЗЗ поселения, проект межевания территории (ПМТ),
  • при отсутствии ПМТ подготовить схему расположения образуемого в результате распределения земельного участка на кадастровом плане территории (КПТ), показывающую присоединение к существующим границам собственного исходного участка куска муниципальной или государственной земли земли (добавляемого участка) — вполне понятно, что для подготовки схемы нужно обратиться к кадастровому инженеру землеустроительной организации,
  • подать заявление о перераспределении собственного исходного участка с приложением к заявлению правоудостоверяющих документов и схемы расположения образуемого участка на кадастровом плане территории (КПТ).

Можно перераспределить участки с разным ври

Внимание

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков должны быть определены градостроительными регламентами, включаемыми в правила землепользования и застройки соответствующего муниципального образования. До утверждения указанных правил, а также в отношении земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых они не устанавливаются, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

Законодательством установлен запрет на образование земельных участков в случаях, если оно приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

Перераспределение с разными видами разрешенного использовани

Кроме того, не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами.
Государственный кадастровый учет земельных участков Образованные в результате раздела, объединения, перераспределения или выдела земельные участки нуждаются в государственном кадастровом учете.

Перераспределение земель и земельных участков между собой

Указанного соглашения не требуется в случае образования земельных участков путем выдела в счет долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Порядок согласования образования земельных участков в указанном случае отдельно регламентирован ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Требования к образуемым земельным участкам и их характеристикам Одними из главных характеристик земельных участков является их категория и вид разрешенного использования
. В соответствии с земельным законодательством каждый земельный участок должен быть отнесен к отдельной категории и виду разрешенного использования, которыми и определяется правовой режим соответствующего земельного участка и допустимые параметры его использования.

Перераспределение частных и государственных земель

Кадастровую палату. Далее заявителю нужно предъявить в администрацию кадастровый план увеличенноного участка — для завершения процедуры заключения Соглашения о распределении земельного участка. По результатам заключения Соглашения о перераспределении земельных участков между органом власти и заявителем (собственником участка, к которому добавляется площадь), с участками происходит следующая трансформация:

  1. прекращается существование исходного земельного участка заявителя,
  2. образуется земельный участок с увеличенной в результате перераспределения площадью;
  3. у собственника (заявителя) возникает право частной собственности на земельный участок с увеличенной площадью,
  4. земельный участок, из которого произведена вырезка земли, продолжает существовать в изменённых границах.

Общие принципы образования земельных участков из существующих участков.

Инфо

В подобных обстоятельствах изменения границ регулируются посредством оформления специального соглашения о перераспределении земель между их владельцами. В это же время государственными органами подготавливается соответствующая разрешительная документация;

  • перераспределение касается только землевладений, находящихся в собственности муниципалитета.

Такое возможно в случаях, когда государственные земли переходят от одного ведомства к другому;

  • корректировка границ двух соседних землевладений, когда одним из них владеет частное лицо, а второй является собственностью государства. Этот момент четко регулируется законодателем, предусматривающим возможность проведения необходимых межевальных работ.
  • Также важное значение несет назначение муниципальных земель и вид целевого использования земли владельца.Запрет на перераспределение земельных участков с 1 января 2018 года С обновлением положений российского законодательства поменялись также главные условия, наличие которых может привести к отказу в исполнении вышеуказанной процедуры:

    • при выставлении земли, находящейся в собственности государства и рассматриваемой в качестве объекта межевальных работ, на аукционные торги;
    • если участки земли, которые нужно перераспределить, не являются соседними (на графической схеме их местонахождения они должны соприкасаться хотя бы в одной точке);
    • участки, требующие смены имеющихся границ путем перераспределения не были отмежеваны.
    • заранее в устной форме договоритесь с собственниками смежных земель;
    • посетите компетентный орган муниципалитета и подайте заявление о выдаче разрешения;
    • пригласите кадастрового инженера для изменения земельных границ;
    • составьте и подпишите соответствующее соглашение и представьте его в муниципальный орган;
    • при положительном исходе получите решение по утверждению плана землевладений с зафиксированными изменениями;
    • поставьте землю с измененными границами на кадастровый учет;
    • обратитесь за получением кадастрового паспорта с новыми утвержденными границами.

    Скачать образец заявления на выполнение работ по межеванию земельного участка можно здесь Обратитесь в геодезическую компанию или к компетентному кадастровому инженеру и закажите необходимые кадастровые работы.

    Можно ли перераспределить участки с разным видом разрешенного использования

    При исчислении размера платы за увеличение площади частного земельного участка в результате его перераспределения с участками из состава государственной собственности используются следующие документы:

    • Постановление «Об утверждении Правил определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в федеральной собственности ( № 1308 от 3 декабря 2014 г.)
    • Прилагаемый к Постановлению «Правила определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в федеральной собственности», устанавливающие порядок определения размера платы за увеличение площади земельных участков.

    2.
    Таким же образом будут определяться целевое назначение и вид разрешенного использования земельных участков, образованных путем объединения или перераспределения нескольких участков, имеющих одно целевое назначение и вид разрешенного использования. Вместе с тем, исходя из указанного выше требования ЗК РФ, образование земельных участков из участков с различным целевым назначением и разрешенным использованием законодательством не допускается.

    Следовательно, для объединения или перераспределения земельных участков с различным целевым назначением и видом разрешенного использования необходимо осуществить комплекс организационно-правовых мероприятий, направленных на устранение такого различия. Помимо прочего, законодательством установлены некоторые требования к размеру образуемых земельных участков.

    • на возмездной основе (пункт 5 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ),
    • в соответствии с порядком и правилами, установленными:
    • Правительством РФ — в случае принадлежности земли государству,
    • государственной власти субъекта РФ — когда добавляемый земельный участок является собственностью субъекта РФ,
    • органом местного самоуправления — когда добавляемый земельный участок находится в муниципальной собственности.

    Непосредственно сам расчёт платы выполняет орган власти, а вот произвести оплату за добавленную муниципальную или государственную землю, как понятно, обязан главный интересант (заявитель), причём в указанный в Соглашении срок.

    Перераспределение земельных участков — это совокупность работ по смене границ и конфигурации земли. Данный процесс соединяет раздел и объединение в одно.

    Порядок перераспределения земельных участков

    Для заключения договора о переназначении земли и территорий, которые находятся в собственности муниципии или государства, а также зоны частной собственности, юридическому и физическому лицу необходимо обратиться с заявление в уполномоченный орган.

     Список документов, необходимых при подачи заявления:

    1. заявление, написанное физическим или юридическим лицом;
    2. к заявлению прилагаются:
    • копии документов, подтверждающие права на территорию заявителя, в случае, если они не были зарегистрированы в Едином государственном реестре по недвижимости;
    • карта расположения собственности в том случае, если нет проекта межевания территории, на основании которого производится перераспределение земли;
    • документ, который подтверждает права представителя от заявителя, в том случае, если с заявление о выдаче территории обращается не сам заявитель;
    • заверенный у нотариуса перевод документов о государственной регистрации на русский язык, если это иностранное юридическое лицо.

    Иногда при перераспределении приходится проводить исправление кадастровых ошибок.

    Перераспределение земельных участков между двумя собственниками

    Перераспределение земельных участков между двумя собственниками осуществляется благодаря следующим шагам:

    Шаг 1. Оценить шансы на возможный положительный результат

    Перед началом сделки каждой из сторон необходимо полностью изучать предоставленные документы на собственности, которые будут участвовать в зонировании. Необходимо отправить запрос на информацию из Государственного Кадастра недвижимости. Сделку можно оформлять только при условии, что площади смежны и принадлежат муниципальному образованию.

    Шаг 2. Оформление договора между собственниками

    В оформлении договора участвуют несколько физических лиц, поэтому вся процедура начинается с соглашения. В случае, если документа нет, то это уже судебная процедура. В перераспределении могут участвовать неограниченное количество лиц, в законе не предусмотрено точное количество.

    Соглашение о переназначении земель между собственниками должно включать в себя следующее:

    • Личные данные о том, кому принадлежит территория (ФИО, данные из паспорта, действительный адрес проживания);
    • Правильные данные о земельной территории, участвующей в сделке ( площадь, адрес, номер из кадастрового регистра, вид земли, место и дата регистрации прав на собственность, данные свидетельства, в котором указаны детали о регистрации права собственности). Соответствующую информацию владелец земельного участка получает при проведении процедуры межевания (при кадастровых работах);
    • При передаче нескольких земель, предоставляются данные и о них.

    Шаг 3. Предусмотрение и подсчет рисков, а также упущенной выгоды

    В случае, если в процессе сделки один из собственников получает территорию меньше, то ему в обязательном порядке выплачивается компенсация. Ее сумма оговаривается в договоре. Для избежания недопониманий данный момент рекомендуется собственникам обсудить заранее.

    Дополнительно рекомендуется ознакомиться с правилами согласования границ земельного участка в 2019 году, и составления акта, закрепляющего соответствующее соглашение.

    Перераспределение земельных участков с муниципальной землей

    Для переназначения земельной площади с муниципальной землей необходимо составить договор между муниципией и владельцем территории.

    Собственник подает заявление в районную администрацию, к которому прикладывает:

    • копии документов, подтверждающих право собственности;
    • межевые документы;
    • схему запланированного участка на кадастровой карте.

    Администрация муниципии рассматривает и принимает решение в течении 30 дней.

    Перераспределение земельных участков с разным разрешенным использованием

    В результате раздела, образуемым земельным участкам присваивается разрешенное использование, как и земельным участкам, в результате которых они образуются (исключение является только в случаях, установленных законами федерального уровня). Перенаправление, объединение и раздел площади допускается только при наличии согласия владельца в письменном виде.

    Возможно, пригодится также материал о прирезке земельного участка к основному наделу (по закону 2019 года).

    Заявление о перераспределении земельных участков

    Иск о перераспределении долей на земельный участок предъявляется в суд по месту расположения зоны. Сложность дела зависит от его стоимости. В случае, если стоимость участка 50 000 руб. или меньше, иск необходимо направить мировому судье, в остальном — районный суд (ст. ст. 23, 24, 30 ГПК РФ).

    Соглашение о перераспределении земельных участков

    Без соглашения сделка не может иметь место. Договор составляется в письменной форме и включает в себя:

    • личные данные о владельцах;
    • технические характеристики на земли;
    • данные о правах собственности сторон на заявленные земли;
    • краткая суть вопроса — для чего производится перераспределение.

    Целью договора является избежание недопониманий с обеих сторон.

    Отказ в перераспределении земельного участка — причины

    Не всегда заявители получают положительные ответы на свои запросы. Основания для отказа предусмотрены пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса. Вот ряд причин, по которым возможно получить отказ:

    • Схема нахождение площади земли не соответствует ее форме или требованиям к ее подготовке;
    • нарушение требований при разработке схемы нахождения, которые предусматривает статья 11.9.

    Необходимо соблюдать все нормы, предусмотренные законом, чтобы избежать отказа.

    Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

    Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

    • 8 (800) 350-83-59 — все регионы РФ.

    Энциклопедия МИП » Земельное право » Земельные споры » Перераспределение земельных участков

    Суть правовой категории «перераспределение земельных участков» раскрыта в ст. 11.7 Земельного кодекса РФ.

    В результате этого юридически значимого события из нескольких ранее существовавших смежных участков образуются новые.

    Перераспределение земельных участков: определение, особенности

    Элементарной единицей земельного фонда России признается участок земли. Как объект гражданских и земельных правоотношений он обладает такими характеристиками, как границы, площадь, целевое назначение, виды разрешенного использования. Участок не является чем-то неизменным. Он может быть образован, изменен или ликвидирован.

    Суть правовой категории «перераспределение земельных участков» раскрыта в ст. 11.7 Земельного кодекса РФ.

    В результате этого юридически значимого события из нескольких ранее существовавших смежных участков образуются новые. В такой трансформации может учувствовать неограниченное количество участков. Все они как самостоятельные объекты гражданских прав прекращают существование в связи с образованием новых.

    Особенности перераспределения земельных участков таковы:

    • Такого рода трансформации характерна множественность на всех стадиях процедуры. Ситуация, в которой из одного участка образуются несколько, именуется разделением. Если же результатом действий заинтересованных лиц является создание одного участка из нескольких исходных, речь идет об объединении.
    • Как и объединение, перераспределение может касаться исключительно смежных участков. При этом смежными считают соседние участки, часть границ которых совпадает.
    • Количество участков, создаваемых в результате перераспределения, может отличаться от исходного. Но даже если оно совпадает (например, из двух «старых» участков образуются два «новых»), их границы изменятся. Может существенно варьироваться площадь участка.

    Перераспределение как способ образования земельных участков

    Передел представляет собой один из способов создания участков наряду с объединением, разделением и выделом (ст. 11.2 ЗК РФ).

    Суть такой трансформации легче всего уяснить путем сравнения. Перераспределение позволяет добиться того же эффекта, какой имеет последовательное объединение и новый раздел.

    Логический объем рассматриваемого понятия таков: перераспределение = объединение + разделение. Однако для заинтересованных лиц перераспределение предпочтительней, поскольку позволяет произвести все необходимые действия (объединение и раздел) в ходе процедур одного цикла.

    Если бы законодатель не предусмотрел существование перераспределения, для достижения нужного эффекта правообладателям пришлось бы дважды последовательно проходить все бюрократические процедуры:

    • инициировать принятие административного акта либо заключать сделку (сначала об объединении, позже о новом разделе);
    • разрабатывать проектную документацию и проводить межевание;
    • регистрировать новые участки (сначала объединенный, потом разделенные) в органах ГКН, ЕГРП.

    Юридические режимы перераспределения участков, пребывающих в частной и публичной собственности, существенно различаются. Правовым основанием в первом случае признается гражданское соглашение, во втором – административный акт компетентного органа.

    Сохранение прав и обременений при перераспределении участков

    Возникновение и сохранение права собственности на образуемые при распределении участки осуществляется согласно правоустанавливающему документу (решение компетентного органа либо соглашение частных собственников) и статей 11.4 — 11.7 ЗК РФ. У гражданина, которому исходный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование в результате преобразования, возникает аналогичное право на участок другой площади и конфигурации.

    Точно так же обстоит дело с правами наследуемого владения и безвозмездного пользования. Иными словами, при перераспределении объект владения изменяется, а суть права остается прежней.

    Сервитуты (право беспрепятственного прохода, проезда, прогона скота, доступа к водоемам) и другие обременения переходят с исходных участков на вновь созданные в прежних границах.

    Ст. 11.8 ЗК РФ специально защищает права арендаторов. Согласно предписаниям п. 4 указанной статьи в случае преобразования арендуемых участков, граждане вправе перезаключать договора на прежних условиях без проведения новых торгов, аукционов или конкурсов.

    Реализация преимущественного права осуществляется на основании ст. 621 Гражданского кодекса РФ. Необходимость перезаключения арендного договора (невозможность внесения изменений в существующий) обусловлена изменением его предмета.

    Цель перераспределения земельного участка

    Существует множество разноплановых жизненных ситуаций, в которых необходимо перераспределение земельных участков. Первый вариант: конфигурация и расположение участка усложняют его использование по целевому назначению.

    Возможные причины:

    • неудачная форма, изломанная линия границы;
    • вкрапления/вклинивания смежных участков;
    • логистические сложности;
    • необходимость использования чужого участка для подвода и обслуживания коммуникаций;
    • отсутствие выхода к дорогам общего пользования;
    • неудобный подход/подъезд.

    Зачастую собственника устраивает конфигурация участка, однако его площадь является недостаточной. В этом случае можно оформить «прирезку» к участку за счет земель соседа.

    Чтобы сделать собственника смежного участка более уступчивым, необходимо предложить ему денежную или иную компенсацию. Договоренность о новом разделе земель и размере доплаты оформляется соглашением.

    До недавнего времени по общему правилу перераспределение возможно было только между землями одной формы собственности. В связи с изменениями, внесенными в Земельный кодекс Федеральным законом №171 от 23.06.2014 г., частный собственник участка вправе претендовать на оформление «прирезки» за счет земель, принадлежащих государству или территориальной общине.

    В частности, можно оформить самовольно захваченные смежные земли. За их присоединение к существующему участку в местный бюджет вносится плата, порядок расчета которой установлен соответствующим муниципалитетом. В большинстве случаев стоимость «прирезки» оказывается ниже рыночной.

    Правила перераспределения земельных участков

    Передел осуществляется согласно общим правилам, оговоренным ст. 11.2 ЗК РФ. Специальные нормы применяются в случае, если в процедуре перераспределения задействованы искусственно созданные земли либо в результате перераспределения создаются многоконтурные участки.

    Передел осуществляется в процессе землеустройства. С точки зрения заказчика эти работы направлены на установление границ участков на местности, описание их местоположения. В глобальном масштабе землеустроительные мероприятия призваны обеспечить организацию рационального землепользования и охраны земель.

    Регламентация землеустройства, помимо ст. 68, 69 ЗК РФ обеспечивается профильным законом №78 «О землеустройстве», множеством правительственных и ведомственных подзаконных актов. Установление границ участка, образованного в результате перераспределения в натуре, выполняется по координатам характерных точек. Сведения о них содержаться в госкадастре недвижимости.

    Участки, образованные в результате перераспределения, должны соответствовать общим требованиям, оговоренным ст. 11.9 ЗК РФ. Они касаются:

    • непревышения граничного размера объектов, могущих передаваться в частное владение (устанавливается муниципальными градостроительными регламентами);
    • непересечение границ муниципальных образований, населенных пунктов, лесничеств, территориальных зон;
    • неущемление прав собственников недвижимости, расположенных на исходных участках, а также иных правообладателей;
    • границ и расположения вновь образуемого участка, недопустимости чересполосицы, вкрапливания или иных недостатков, препятствующих рациональному землепользованию.

    Распределение земельных участков, находящихся в частной собственности на основании соглашения

    На текущий момент перераспределение земельных участков чаще всего регистрируется в отношении частных владений. В результате процедуры у заинтересованных лиц возникают права собственности на преобразованные участки.

    Юридическим основанием передела служит соглашение, заключенное между собственниками соседних участков по правилам Земельного кодекса России (п. 2 ст. 11.7 ЗК). Оно может представлять собой:

    • отдельный самостоятельный договор;
    • часть комплексной гражданско-правовой сделки (купли-продажи, мены, дарения).

    На соглашения об образовании новых участков путем преобразовании распространяется принцип свободы договора (ст. 421 ГК РФ). При этом договор не может противоречить земельному законодательству и публичному порядку. Его нотариальное удостоверение не является обязательным, может проводиться по желанию и на средства сторон. Сделка вступает в силу при условии ее государственной регистрации в ЕГРП (ст. 164 ГК РФ).

    Перераспределение земельных участков муниципальной и частной собственности

    Основания передела земель, пребывающих в публичной собственности, оговорены ст. 39.27 ЗК РФ. Допускается перераспределение муниципальных земель и участков:

    • не предоставленных в пользование частным лицам и при этом не обремененных правами сторонних лиц (сервитут не учитывается);
    • предоставленных на одном виде права одному лицу (с его согласия).

    Если перераспределение производится на основании проекта межевания, соответствующее соглашение или решение об образовании новых участков должно содержать ссылку на административный акт, которым этот проект утвержден. Если передел проводится согласно схеме расположения участка на кадастровом плане, такая схема прилагается к соглашению либо решению муниципалитета и утверждается им же.

    Правовое регулирование передела земель муниципальной и частной собственности между собой претерпело значимые изменения в связи с принятием Федерального закона № 171 от 23.06.14 г. Согласно ст. 39.28 ЗК РФ в действующей редакции, процедура возможна, когда:

    • исходные участки расположены в пределах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии, при условии, что цель передела – приведение границ существующих участков в соответствие с проектом межевания территории;
    • осуществляется приведение границ частных участков в соответствие с ранее утвержденным проектом межевания с целью исправления таких недостатков как чересполосица, изломанность границ, вклинивание, вкрапливание при условии, что после передела площадь частного земельного участка не превысит граничных лимитов;
    • осуществляется перераспределение муниципальных земель и участков, предназначенных для ведения огородничества, садоводства, личного подсобного или дачного хозяйства;
    • преобразование связано с изъятием участков для муниципальных нужд для строительства линейных и других капитальных объектов недвижимости.

    Перераспределение земельных участков, находящихся в частной и публичной собственности, подразумевает подписание соглашения. Перераспределение может осуществляться на основании (одно из двух):

    • проекта межевания территории;
    • схемы расположения участка на кадастровом плане.

    К соглашению в обязательном порядке прилагается кадастровый паспорт участка. Если передел предполагает увеличение площади земельного участка, находящегося в частной собственности, заинтересованное лицо вносит плату, порядок расчета которой устанавливается муниципалитетом.

    Порядок перераспределения земельных участков разных форм собственности: общие положения

    Правила и процедура передела земель напрямую зависят от формы собственности. Если исходные участки находятся в частных руках, инициатива может исходить от владельца любого из них. Остальные правообладатели вправе, но не обязаны соглашаться. Споры разрешаются в суде. Процедура переговоров не подвержена бюрократическим формальностям: допустимы официальные письма, устные предложения.

    Кадастровые работы по переделу участков частные собственники поручают специализированной организации. На основании полного пакета технической, правоустанавливающей и правоудостоверяющей документацией они обращаются в органы госкадастра и регистрации прав на недвижимость.

    Если все преобразуемые участки подведомственны одному органу госвласти или муниципалитету, преобразование происходит по его решению. Он же ответственен за разработку земельно-кадастровой документации, инициацию внесения соответствующих сведений в ГКН, ЕГРП.

    Перераспределение земельных участков, распоряжение которыми находится в компетенции нескольких муниципалитетов, происходит по соглашению между ними. Административное соглашение также необходимо, когда перераспределяются земли или участки муниципальной и госсобственности между собой. Документ должен определять:

    • взаимные обязательства по организационному и финансовому обеспечению образования участков;
    • распределение издержек на выполнение кадастровых работ;
    • сведения о правах, возникающих на вновь образуемые участки.

    Частные лица, заинтересованные в перераспределении участков с участием муниципальных земель, обращаются в муниципалитеты с заявлением. Если оно не соответствует требованиям, не сопровождено необходимой документацией, документ возвращается заявителю. Если оснований для возврата нет, на протяжении следующих 20 дней компетентный орган рассматривает заявление по сути. Результатом может стать:

    • утверждение схемы расположения участка;
    • согласие на заключение соглашения о перераспределении участков согласно проекту межевания территории;
    • мотивированный отказ.

    Регистрация перераспределения земельных участков

    Правила кадастрового учета передела участков оговорены 221-ФЗ «О госкадастре недвижимости». Данные, внесенные в госкадастр недвижимости при постановке на учет вновь образуемых объектов, носят временный характер.

    Они обретают постоянство с момента госрегистрации прав в ЕГРП. Временные данные аннулируются и исключаются из госкадастра в случае, если преобразуемые участки не были поставлены на учет в ЕГРП на протяжении 2-х лет.

    Процедура госрегистрации прав на участки, образуемые при перераспределении, оговорены 122-ФЗ «О госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

    Внесение сведений осуществляется в заявительном порядке, на основании надлежащего пакета бумаг.

    Основным правоустанавливающим документом может быть решение административного органа либо соглашение правообладателей. Исключение из реестра сведений о преобразуемых «старых» участках и внесение данных о «новых» вновь созданных проводится при наличии необходимой технической и кадастровой документации.

    Отказ в перераспределении земельного участка

    Перечень обстоятельств, препятствующих заключению административного соглашения о перераспределении земель муниципальной и госсобственности, оговорен ст. 39.27 ЗК РФ. Это:

    • отсутствие письменного согласия лица, в пользование которого находится один из исходных участков;
    • предусмотрен передел объектов, хотя бы один из которых выставлен на аукцион;
    • в отношении одного из исходных участков принято решение о предварительном согласовании предоставления, и срок его действия не истек;
    • границы исходного участка подлежат уточнению;
    • имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения участка (перечень которых дан в ст. 11.10 ЗК РФ);
    • в отношении одного из исходных участков подано заявление о предоставлении, и оно находится на рассмотрении.

    Отказ в перераспределении участков, находящихся в частной и публичной собственности, последует при отсутствии:

    • оснований для передела, исключительный перечень которых содержит ст. 39.28 ЗК РФ;
    • нотариально удостоверенного согласия всех правообладателей.

    Отказ ждет частное лицо, обратившееся в муниципалитет за переделом участков в случае, если по его окончании в частных руках окажутся земли и участки:

    • превышающие гранично допустимые размеры;
    • ограниченные в обороте;
    • зарезервированные для публичных нужд;
    • в отношении которых оглашено извещение о проведении аукциона;
    • касательно которых принято решение о предварительном согласовании предоставления или получено заявление по этому поводу.

    Отказ в перераспределении может быть дан:

    • если муниципальные земли, которые подлежат передаче в частные руки в ходе передела, могут стать самостоятельным полноценным земельным участком;
    • границы исходного объекта, находящего в частной собственности, подлежат уточнению на основании Закона №221 «О госкадастре недвижимости»;
    • есть основания к отказу в утверждении схемы расположения участка, документ разработан с нарушениями требований к особо охраняемым природным территориям;
    • хотя бы один из образуемых участков расположен в границах территории, касательно которой утвержден проект межевания территории.

    Отказ в заключении соглашения о переделе должен быть мотивированным. Примечательно, что отсутствие в госкадастре недвижимости сведений о местоположении земельного участка, находящегося публичной собственности, самого по себе не считается основанием для отказа в перераспределении.

    Выполнение кадастровых работ в этом случае обеспечивает заявитель. По решению органа власти он же обращается с заявлением о кадастровом учете.

    satoved.ru
    Порядок перераспределения земельных участков с разным разрешенным использованием в 2019 году
    Порядок перераспределения земельных участков с разным разрешенным использованием в 2019 году

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: