Принцип проживания без регистрации по КоАП РФ

Принцип проживания без регистрации по КоАП РФ

В начале 2020 года произошел ряд существенных изменений в законодательстве Российской Федерации, которое касалось постановки на регистрационный учет по месту жительства и месту пребывания. В результате за проживание без регистрации каждому человеку грозит административная ответственность. Если же у человека фиктивная прописка, ему не избежать уголовной ответственности.

Внесенные изменения сделаны для того, чтобы искоренить такое явление, как «резиновые квартиры», которое особенно распространено в больших городах. Речь идет о квартирах, в которых одновременно зарегистрировано несколько десятков, а то и сотен человек.

Подобное вызвано тем, что Российская Федерация привлекает граждан из ближнего зарубежья, которые приехав в страну ищут возможность закрепиться, встав на регистрационный учет.

Проживание без регистрации по месту жительства по КоАП РФ допускается лишь на протяжении определенного временного отрезка. Пребывание в течении периода, который превышает 7 дней по месту постоянного проживания и 90 дней там, где человек живет временно, не допускается. В этом случае кодекс об административных правонарушениях предусматривает наложение штрафных санкций.

Примечания и освобождения

Фиктивная регистрация иностранца или лица без гражданства в жилом помещении будет караться согласно статье 322.3 Российского Уголовного кодекса.

Статья 322.3. Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении

Предусмотренное наказание за подобное нарушение:

  • штраф, размер которого от 100 до 500 тыс. рублей (в некоторых случаях размер может равняться сумме заработной платы или иного официального дохода за три года);
  • принудительные работы на период до 36 месяцев;
  • также человека могут лишить права занимать определенную должность; 
  • лишить его свободы на период до 3-х лет.

Фиктивная регистрация – это постановка на учет по месту пребывания на основании сведений, которые являются заведомо ложными, а также в случае, когда человек зарегистрировался в жилом помещении без намерения в нем проживать или без наличия намерения принимающей стороны предоставлять жилплощадь для проживания.

Особа, которая совершила подобное преступление, будет освобождена от уголовной ответственности, если она оказала содействие в раскрытии преступления и в действиях, которые человек совершил, нет другого состава преступления.

Кто еще может быть освобожден от ответственности при отсутствии регистрации:

  • Если человек проживает без прописки в жилом помещении, которое находится в том же населенном пункте субъекта РФ, где у человека есть постоянная регистрация.
  • Если человек зарегистрирован в Москве или Санкт-Петербурге, а проживает в области, и наоборот.
  • В случае проживания незарегистрированных особ с ближайшими родственниками, которые являются собственниками или нанимателями жилого помещения и имеют прописку в данной квартире. Среди родственников муж/жена, дети, родители.

Что говорится в статье о проживании без регистрации по КоАП РФ

Статья 19.15.1 КоАП определяет, какие штрафные санкции ожидают человека, который проживает по месту пребывания без регистрации. За такие нарушения человеку придется заплатить штраф, причем его размер будет отличаться. Значение имеет регион проживания нарушителя: в столице и Санкт-Петербурге размер штрафа в два раза больше, чем в более отдаленных уголках страны.

Также данной статьей предусмотрен штраф в повышенном размере, который может доходить до 800 тыс. рублей, если закон нарушает не физическое, а юридическое лицо. Важно также отметить, что наказание предусмотрено не только для того человека, который живет в квартире без регистрации, но и для собственника жилья.

Статья 19.15.1. Проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации

Какие ещё правонарушения возможны

В статье 19.15.2, которая касается нарушений правил регистрации по месту жительства, рассматриваются следующие виды правонарушений и соответствующая ответственность за них:

  • Нарушение регистрационных правил, которое не содержит признаки уголовно наказуемого деяния. В этом случае для физических лиц предусмотрен штраф в размере до 7 тыс. рублей, в зависимости от региона проживания и категории, к которой принадлежит гражданин (собственник или проживающий). Для должностных и юридических лиц предусмотрен штраф в большем размере.
  • Если подобное нарушение будет совершено в Москве или Санкт-Петербурге, заплатить придется больше, чем в предыдущем случае, это касается всех категорий участников правоотношений.
  • Если наниматель или собственник без уважительных причин нарушили сроки, в которые должны были уведомить регистрационный орган про проживание в их помещении гражданина без регистрации или же были предоставлены заведомо недостоверные сведения, при этом действия не содержат признаков деяния, которое является уголовно наказуемым, то будет назначен штраф, который практически не отличается для физических и юридических лиц.
  • В том случае, если описанное в предыдущем пункте деяние было совершено в столице или Петербурге, административный штраф взыскивается в более высоком размере и может доходить для юридических особ до 10 тыс. рублей.
  • Нарушение также может совершить особа, которая отвечает за прием документов для постановки на регистрацию и снятия с нее, например, могут быть нарушены сроки проведения регистрации.

Виды регистрации зависят от периода, на который гражданин получает свидетельство или штамп в паспорт.

Далее мы расскажем, можно ли поменять права без регистрации.

Особые ситуации и примеры

Существует ряд ситуаций, когда штраф, выписанный ФМС относительно отсутствия регистрации, является незаконным, среди них такие:

  • Человек имеет постоянную регистрацию в одном из городов России. Он прибыл в Москву, снял жилье и решил встать на учет по месту временного пребывания. Вместе с владельцем жилья он обратился в многофункциональный центр, в результате получил штраф по статье 19.15.1.
  • Особа выписалась из своего жилья, после чего продала его и купила новое. Пока делался ремонт и оформлялись документы, человек вел «кочевой» образ жизни, перемещаясь между друзьями, родственниками, снимая квартиру и т.д. Это продолжалась 12 месяцев. После окончания ремонта и оформления всех бумаг человек сообщил об этом в ФМС, где и был выписан штраф за то, что он столь длительный период проживал без регистрации.
  • Лицо, которое долго проживало за рубежом и не имеющее никакой регистрации на территории России, решило вернуться на родину. О данном факте поставлен в известность МФЦ, в результате штраф.

Может удивить, тот факт, что во всех перечисленных случаях штраф является незаконным. Но по этому поводу можно дать такие комментарии, обратив внимание на простую оговорку в законе: при проживании по месту жительства на протяжении недели, и по месту пребывания свыше 3-х месяцев.

Про наказание в связи с отсутствием регистрации, как таковой, в законе ничего не сказано. Именно поэтому неверным является подход: нет регистрации – плати рубли в государственную казну.

Это означает, что особа после вселения в жилище, которое является для нее местом постоянного проживания, должна уведомить про данный факт органы ФМС на протяжении 7 дней. При временном пребывании в квартире, которую человек считает местом своего временного обитания, встать на регистрационный учет в случае непрерывного проживания нужно в течении 90 дней.

Штрафы за отсутствие

Проживание без регистрации по КоАП РФ грозит человеку наложением штрафных санкций, если же прописка фиктивная, то в случае выявления данного факта, особа должна быть готова к тому, что ей грозит уголовная ответственность.

Размер штрафных санкций зависит от категории, к которой принадлежит человек, а также места его проживания:

  • граждане, которые живут без регистрации в регионах России, заплатят 2-3 тысячи рублей, в столице и Петербурге штраф достигает от трех до 5 тысяч;
  • владельцу грозит штраф за то, что на его квадратных метрах живет незарегистрированный человек, в размере от двух до пяти тысяч, если зафиксировано подобное правонарушение в столице или Санкт-Петербурге, это обойдется собственнику в сумму от 5 до 7 тысяч рублей;
  • если жилое помещение предоставляется юридическим лицом, это влечёт наложение штрафа в гораздо большем размере, который может составить до 750 тыс. рублей.

За наличие у человека фиктивной прописки ему грозит более строгое наказание, которое установлено статьей 322.2. Российского Уголовного кодекса.

В этом случае возможны следующие варианты наказаний:

  • штраф, размер которого колеблется от 100 до 500 тысяч рублей;
  • штраф в размере, который составляет сумму заработной платы за три последних года;
  • направление человека на принудительные работы, при этом его еще могут лишить права занимать определенные должности на определенный период или навсегда;
  • лишение свободы сроком до 3-х лет.

Человека могут освободить от уголовной ответственности в том случае, если он поможет раскрыть преступление, то есть будет оказывать всяческое содействие следствию. С 2020 года ответственность грозит не только тому, на чье имя оформлена поддельная регистрация, но также и по отношению к той особе, которая эту регистрацию сделала.

Эта мера направлена на борьбу с резиновыми квартирами, в которых предприимчивые хозяева одновременно умудряются прописать 100 граждан без предоставления им фактического места проживания.

Раскрытие подобного мошенничества в 2020 году грозит владельцу уголовной ответственностью, а зарегистрированные граждане снимаются с регистрационного учета и также могут подвергнуться уголовному преследованию.

Нужно понимать, что период, на протяжении которого без временной регистрации может проживать россиянин и гражданин другой страны отличаются. Во втором случае он существенно короче и составляет всего 7 дней. В том случае, если будет выявлен факт нарушения со стороны иностранца, ему грозит не только штраф, но и депортация с территории России на срок до 5 лет.

Новые административные штрафы по КоАП РФ в 2020 году

Законодательство об административных правонарушениях и ответственности за их совершение не стоит на месте. Поэтому принят ряд дополнений и изменений в КоАП РФ в 2020 году.

Начинают действовать штрафы за онлайн-кассы

Федеральный закон от 03.07.2020 № 171-ФЗ установил, что с 14 июля 2020 года до 1 июля 2020 года нельзя штрафовать по частям 2-4 и 6 ст. 14.5 КоАП РФ за онлайн-кассы.

Этот ФЗ «замораживал» ответственность за контрольно-кассовую технику при осуществлении расчетов:

  • водителями или кондукторами в салоне транспортного средства при реализации проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте;
  • за услуги в сфере ЖКХ, вкл. услуги ресурсоснабжающих организаций.

В приостановленные нормы ст. 14.5 КоАП РФ устанавливают административную ответственность за:

  • неприменение ККТ;
  • применение ККТ, не соответствующей установленным требованиям,
  • применение ККТ с нарушением порядка регистрации (перерегистрации), порядка и условий ее применения;
  • ненаправление покупателям кассового чека (БСО).

Таким образом, с 01.07.2020 за перечисленные нарушения начинают действовать штрафы в отношении пассажирских перевозок на общественном транспорте и для сферы ЖКХ.

Новый штраф за неуплату экологического сбора

На основании п. 2 ст. 24.5 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» экологический сбор уплачивают производители и импортёры по каждой группе товаров или группе упаковки товаров согласно перечню, указанному в п. 2 ст. 24.2 этого ФЗ.

При этом срок внесения в бюджет экологического сбора – до 15 апреля года, идущего за отчетным периодом.

С 2020 года Федеральный закон от 17.06.2020 № 141-ФЗ внёс в КоАП РФ новую ст. 8.41.1 за неуплату экологического сбора. С учётом крайнего срока перечисления сбора, она начинает действовать с середины апреля 2020 года.

Суммы штрафа внушительны и различаются в зависимости от статуса нарушителя:

  • должностные лица: 5000-7000 рублей;
  • ИП: 3-кратный размер неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров/группе упаковки товаров, но не менее 250 000 рублей;
  • организации: 3-кратный размер неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров/группе упаковки товаров, но не менее 500 000 рублей

Также Законом № 141-ФЗ в КоАП РФ добавлена ст. 8.5.1, которая устанавливает ответственность за:

  • несдачу или несвоевременную сдачу отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров/упаковки товаров, включенных в перечень подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ за предыдущий календарный год;
  • сдачу отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или указанных деклараций в неполном объеме либо с недостоверными сведениями.

Штрафы за эти нарушения несколько ниже, но тоже не маленькие.

Расширено применение дисквалификации

С 27 июля 2020 года такое административное наказание как дисквалификация распространяется на лишение права осуществлять деятельность в области технического осмотра транспортных средств.

Одновременно уточнено, что дисквалификация может быть применена к техническим экспертам в области технического осмотра транспортных средств.

Такие дополнения в ч. 1 и 3 ст. 3.11 КоАП РФ внёс Закон от 26.07.2020 № 219-ФЗ.

Без техосмотра перевозки невозможны

С 27 июля 2020 года утрачивает силу ч. 2 ст. 12.1 КоАП РФ. Она устанавливает штраф от 500 до 800 рублей за управление легковым такси, автобусом или грузовым автомобилем, предназначенным и оборудованным для перевозок людей, с числом сидячих мест более 8 (кроме водителя), а также специализированным транспортным средством, предназначенным и оборудованным для перевозок опасных грузов, которые не прошли технический осмотр.

Это изменение направлено на противодействие практике массового оформления диагностических карт без реального проведения процедуры технического осмотра транспортных средств. Кроме того, действующее законодательство в сфере технического осмотра не предусматривает проведение государственного техосмотра (эта фраза исключена по всему тексту КоАП РФ).

Поправку внёс Закон от 26.07.2020 № 219-ФЗ.

Новый штраф за езду без диагностической карты

С 27 июля 2020 года ст. 12.5 КоАП РФ дополнена пунктом 1.1, который устанавливает штраф 2020 рублей за управление транспортным средством, в отношении которого не оформлена в установленном порядке диагностическая карта, подтверждающая его допуск к участию в дорожном движении.

Важно, что к этой норме добавлено примечание: нарушителя снова не оштрафуют за это в течение 24 часов с момента первого выявления езды без такой карты.

Эти дополнения внёс Закон от 26.07.2020 № 219-ФЗ.

Новая ответственность за техосмотр т/с

С 27 июля 2020 года усилена ответственность за аккредитацию операторов технического осмотра с нарушением требований законодательства в области технического осмотра транспортных средств. Это новая редакция абз. 2 ч. 1 ст. 14.4.1, которую внёс Закон от 26.07.2020 № 219-ФЗ.

Штраф на должностных лиц с 10 000-15 000 рублей вырос до 30 000-50 000 рублей, а на юрлиц – с 50 000-100 000 до 200 000-300 000 рублей.

С 27 июля 2020 года новая ч. 1.1 ст. 14.4.1 устанавливает санкции за нарушение порядка ведения реестра операторов технического осмотра. Штраф составляет:

  • на должностных лиц: 20 000-30 000 рублей;
  • на организации: 100 000-200 000 рублей.

Также с 27.07.2020 часть 3 ст. 14.4.1 КоАП РФ изложена в новой редакции. Теперь будут штрафовать не за факт выдачи диагностической карты, подтверждающей допуск к участию в дорожном движении транспортного средства, в отношении которого не проведен технический осмотр или при проведении техосмотра которого выявлено несоответствие обязательным требованиям безопасности, а уже за его оформление.

Нижний порог штрафа для юридических лиц со 100 000 рублей (и до 300 000 руб.) увеличен до 200 000 рублей. Кроме того, введён штраф:

  • на граждан: 5000-10 000 рублей;
  • на должностных лиц: 30 000 -50 000 рублей.

Ровно то же самое с 27.07.2020 произошло с таким нарушением, как передача в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра сведений о его проведении. Это новая редакция абз. 2 ч. 4 ст. 14.4.1 КоАП РФ (внёс Закон от 26.07.2020 № 219-ФЗ).

Ещё с 27.07.2020 статья 14.4.1 пополнилась новыми составами:

Новая норма

Нарушение

Ответственность

Часть 5 Осуществление при проведении техосмотра транспортных средств их технического диагностирования лицом:

  • сведения о котором отсутствуют в реестре операторов техосмотра;
  • не уполномоченным на техническое диагностирование данной категории т/с;
  • не уполномоченным на техническое диагностирование в данном пункте техосмотра или на передвижной диагностической линии.
Штраф:

  • на граждан: 1000-3000 рублей;
  • на должностных лиц: 3000-5000 рублей;
  • на юрлиц: 10 000-20 000 рублей.
Часть 6 Проведение техосмотра лицом:

  • не аккредитованным в установленном порядке на право его проведения технического осмотра;
  • действие аттестата аккредитации которого на дату проведения техносмотра было приостановлено;
  • которое в соответствии с установленной для данного пункта техосмотра областью аккредитации не вправе проводить техосмотр данной категории т/с, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Штраф:

  • на должностных лиц: 30 000-50 000 рублей;
  • на юрлиц: 100 000-300 000 рублей.
Часть 7 Повторное совершение правонарушений, предусмотренных ч. 3-6 ст. 14.4.1 КоАП РФ Штраф:

  • на граждан: 10 000-20 000 рублей;
  • на должностных лиц: дисквалификация на 1-3 года;
  • на юрлиц: 300 000-500 000 рублей.

Согласно дополненному с 27.07.2020 года примечанию к ст. 14.4.1 КоАП РФ, технические эксперты в области техосмотра транспортных средств несут ответственность по ней как должностные лица.

По всем нарушениям в области технического осмотра транспортных средств с 27.07.2020 обязательно проводится административное расследование. Такое уточнение в ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ внёс Закон от 26.07.2020 № 219-ФЗ.

Новый большой штраф за отдых детей

С 1 июня 2020 года Закон от 16.10.2020 № 338-ФЗ добавил в КоАП РФ новую ст. 14.65. Она устанавливает ответственность за нарушение законодательства РФ в сфере организации отдыха и оздоровления детей.

Такое нарушение выражается в предоставлении услуг по обеспечению отдыха и оздоровления детей организацией или ИП (отвечает как юрлицо), не включенными в соответствующий реестр.

Поскольку речь идёт о детях и их здоровье/досуге, штраф составляет от 500 000 до 1 млн рублей.

При этом ответственности нет, если соблюдаются все следующие условия:

  • организации/ИП исключены из реестра;
  • они завершают исполнение принятых на себя обязательств по обеспечению отдыха и оздоровления детей;
  • нет угрозы причинения вреда жизни и здоровью детей.

Новый штраф за отражение лекарств в системе

С 1 января 2020 года в Кодексе РФ об административных правонарушениях появилась ответственность за:

  • несвоевременное внесение данных в систему мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения;
  • внесение в нее недостоверных данных.

Штраф на должностных лиц составляет 5000-10 000 рублей, а на организацию и ИП – от 15 000 до 100 000 рублей.

Соответствующие дела рассматривают должностные лица Росздравнадзора.

Это новая ст. 6.34 КоАП РФ, введённая в него Федеральным законом от 15.04.2020 № 58-ФЗ.

Новый штраф за реестр водопользователей

С 01.01.2020 введена административная ответственность за нарушение порядка ведения реестра:

  • недобросовестных водопользователей;
  • участников аукциона на право заключения договора водопользования.

Речь идёт о:

  • непредставлении, несвоевременном представлении в Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) информации, подлежащей включению в реестр, или представление недостоверной информации (штраф на должностных лиц 10 000-15 000 руб.);
  • включении заведомо недостоверной информации или невнесение информации в реестр (штраф на должностных лиц 30 000-40 000 руб.).

Соответствующий порядок установлен Правительством РФ.

Это новая ст. 8.49 КоАП РФ, внесённая Федеральным законом от 04.11.2020 № 361-ФЗ.

Такие дела рассматривают инспекторы по охране окружающей среды (по ч. 1) и судьи (по ч. 2).

По общей ст. 19.7 КоАП РФ за непредставление сведений (информации) из реестра больше штрафовать не будут.

Кто составляет протоколы

С силу новой редакции п. 18 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ уточнено, что:

  • в случае оборота лекарственных препаратов медицинского применения, которые в обязательном порядке не маркированы или на них не нанесена обязательная информация, протоколы об административном правонарушении составляют должностные лица Росздравнадзора;
  • в случае производства лекарственных препаратов медицинского применения, которые в обязательном порядке не маркированы или на них не нанесена обязательная информация, протоколы формируют должностные лица Минпромторга России.

Установлена ответственность за нарушения в сбыте энергии

С 1 июля 2020 года Закон от 29.12.2017 № 451-ФЗ дополнил КоАП РФ новой ст. 14.1.4. Она устанавливает ответственность за энергосбытовую деятельность с нарушением лицензионных требований или без лицензии.

Статья охватывает также грубое нарушение лицензионных требований. Предусмотрены как штрафы, так и дисквалификация.

Кроме того, с 1 июля 2020 года Закон от 29.12.2017 № 451-ФЗ добавил в КоАП РФ новый состав в ст. 19.5.

Согласно её новой части 33, наказуемо невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на лицензирование энергосбытовой деятельности, об устранении нарушений лицензионных требований.

На должностных лиц штраф 150 000-200 000 рублей или дисквалификация до 3-х лет. На юрлиц штраф 300 000-500 000 рублей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

1. Законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Настоящий Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: