Процедура утверждения схемы расположения земельного участка в 2019 году

1 марта 2015 года вступили в силу изменения в Земельном кодексе, в рамках которых был отменен акт выбора земельного участка и введена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Теперь новые участки образуются на основе этой схемы. Подробнее: Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (с изменениями и дополнениями), глава I.1. Образование земельных участков (ст.ст. 11.1 — 11.10)

Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории – это изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

В каких случаях необходима схема расположения земельного участка:

• в целях образования земельного участка для предоставления без проведения торгов,
• в целях образования земельного участка для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка,
• в целях образования земельного участка путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного юридическому лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования,
• в целях его образования земельного участка путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды или безвозмездного пользования,
• в целях образования земельного участка для последующего изъятия для государственных или муниципальных нужд,
• в случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков (оформление прирезок).

В других случаях для образования и предоставления земельного участка необходим проект межевания территории.

Кто обеспечивает подготовку схемы земельного участка на кадастровом плане территории

Чтобы скачать схему, кликните правой мышкой по картинке.

Как готовится схема расположения земельного участка

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа. Но в случае, если подготовку схемы обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для предоставления без проведения торгов, то возможен выбор – в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе.

Подготовка схемы расположения земельного участка в форме электронного документа может осуществляться с использованием официального сайта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведения государственного кадастра недвижимости.

Требования к подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в форме электронного документа утверждены Приказом Министерством экономического развития РФ от 27 ноября 2014 г. N 762.

При подготовке схемы расположения земельного участка должны учитываться:

• утвержденные документы территориального планирования,
• правила землепользования и застройки,
• проекты планировки территории, землеустроительной документации,
• положения об особо охраняемой природной территории,
• наличие зон с особыми условиями использования территории,
• земельные участки общего пользования,
• территории общего пользования,
• красные линии,
• местоположение границ земельных участков,
• местоположение зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами РФ, государственными программами субъекта РФ, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Обратите внимание! В Приказе нет прямого указания на то, что необходимо делать топографическую съемку зданий, сооружений и объектов незавершенного строительства. Также нет указаний на то, что нужно согласовывать схему с сетевыми компаниями, чьи линейные объекты могут не стоять на кадастровом учете, а значит, информация о таких сетях есть только у самой сетевой компании. Но мы рекомендуем делать топосъемку и согласовывать схему с сетевыми организациями во избежание сюрпризов во время строительства. Например, на участке может обнаружиться газопровод или пока вы ведете строительство владелец линейного объекта успеет оформить охранную зону, из-за чего вы не сможете ввести в эксплуатацию свой объект. Дополнительные работы увеличивают стоимость подготовки схемы, но и помогают вам обезопасить свой участок.

В схеме расположения земельного участка отображаются:

• условный номер каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка (в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков);
• проектная площадь каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;
• список координат характерных точек границы каждого образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости;
• изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения;
• сведения об утверждении схемы расположения земельного участка: в случае утверждения схемы расположения земельного участка решением уполномоченного органа указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (приказ, постановление, решение и тому подобное), наименование уполномоченного органа, дата, номер документа об утверждении схемы расположения земельного участка; в случае утверждения схемы соглашением между уполномоченными органами указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (соглашение), наименования уполномоченных органов, дата (даты), номер (номера) соглашения о перераспределении земельных участков.

Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка

Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками.

Орган власти, утвердивший схему расположения земельного участка, обязан в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия указанного решения направить в Росреестр указанное решение с приложением схемы расположения земельного участка. Сведения, содержащиеся в указанном решении и схеме, подлежат отображению на кадастровых картах, предназначенных для использования неограниченным кругом лиц.

Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка могут стать:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке.
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Обратите внимание! Утверждение схемы расположения земельного участка органом власти еще не гарантирует предоставление данного земельного участка, так как подготовка и утверждение схемы – это только первый этап. Подробнее об основаниях для отказа в предоставлении земельного участка можно прочитать в статье 39.16, Глава V.1. Земельного кодекса РФ.

Чтобы минимизировать вероятность отказа, сэкономить ваше время и финансовые ресурсы, заказывайте подготовку схемы расположения земельного участка у профессионалов.

За более подробной информацией вы можете обратиться к нашим менеджерам по телефону (3452) 202-505 или написать на электронную почту Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Если вы находитесь в Тюмени, то вы также можете заказать обратный звонок и приехать к нам в офис.

Заказать данную услугу через сайт

Если в связи с глобальными изменениями в Земельном кодексе у вас есть вопросы или сложности, вы можете заказать услугу индивидуальной консультации.

Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) Комитетом, должностными лицами Комитета, государственными гражданскими служащими Комитета в ходе предоставления государственной услуги. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Заявитель может обратиться с жалобой в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги, у заявителя;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • требование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • отказ Комитета, должностного лица Комитета, государственного гражданского служащего Комитета в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя (при наличии печати) и подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
  • копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.

Жалоба может быть подана заявителем:

  1. При личном приеме заявителя в письменной форме на бумажном носителе в Комитет, в месте предоставления государственной услуги (в месте, где заявитель подавал запрос на получение государственной услуги, нарушение порядка предоставления которой обжалуется, либо в месте, где заявителем получен результат указанной государственной услуги).

    Время приема жалоб должно совпадать со временем предоставления государственных услуг.

    Жалоба в письменной форме может быть также направлена по почте.

    В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  2. В электронной форме в Комитет, с использованием сети Интернет (в том числе посредством электронной почты), официального сайта Комитета, указанного в п.1.3.1.3 административного регламента, Портала, федерального Портала.

    При подаче жалобы в электронной форме документы, указанные в пункте 5.1 административного регламента, могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, вид которой предусмотрен законодательством Российской Федерации, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.

    При подаче жалобы через Портал заполнение заявления о рассмотрении жалобы производится заявителем лично при условии авторизации заявителя на Портале посредством ЕСИА (возможность подать жалобу посредством Портала обеспечивается для заявителей, которыми ранее были поданы электронные заявления о предоставлении государственных услуг).

  3. Жалоба может быть подана заявителем через подразделение Санкт‑Петербургского государственного казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — МФЦ). При поступлении жалобы МФЦ обеспечивает ее передачу в Комитет в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между МФЦ и Комитетом, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.

    Жалоба на нарушение порядка предоставления государственной услуги МФЦ рассматривается Комитетом. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в Комитете.

Жалоба на решения и действия (бездействие) Комитета, его должностных лиц, государственных гражданских служащих рассматривается Комитетом.

Жалобы на решения, принятые председателем Комитета, подаются вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Комитета в соответствии с распоряжением Губернатора Санкт‑Петербурга от 12.11.2014 №14‑рг «О распределении обязанностей между вице‑губернаторами Санкт‑Петербурга», или в Правительство Санкт‑Петербурга.

В случае если жалоба подана заявителем в орган, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы.

При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

Жалоба, поданная заявителем в МФЦ на организацию предоставления государственных услуг МФЦ, за исключением жалоб на нарушение порядка предоставления государственной услуги, рассматривается МФЦ в соответствии с действующим законодательством.

Жалоба должна содержать:

  • наименование Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.

Жалоба, поступившая в Комитет, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления. Жалоба подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены Комитетом. В случае обжалования отказа Комитета, должностного лица Комитета в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

По результатам рассмотрения жалобы Комитет принимает одно из следующих решений:

  • удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных Комитетом опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга, а также в иных формах;
  • отказывает в удовлетворении жалобы.

При удовлетворении жалобы Комитет принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

  • наименование Комитета, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) его должностного лица, принявшего решение по жалобе;
  • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя; основания для принятия решения по жалобе;
  • принятое по жалобе решение;
  • в случае если жалоба признана обоснованной, — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
  • сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом Комитета.

По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица и (или) Комитета, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, или признаков состава преступления должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Комитет отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:

  • наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями административного регламента в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

Комитет вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

  • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • отсутствие возможности прочитать какую‑либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.

В случае оставления жалобы без ответа по основаниям, указанным в абзаце втором настоящего пункта, Комитет сообщает гражданину, направившему жалобу, о недопустимости злоупотребления правом.

В случае оставления жалобы без ответа по основаниям, указанным в абзаце третьем настоящего пункта, Комитет в течение семи дней со дня регистрации жалобы сообщает об этом гражданину, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

Порядок обжалования решения по жалобе

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Комитета (указывается адрес и справочный телефон), в Правительство Санкт‑Петербурга, а также в суд, в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством.

Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы на решения и действия (бездействие) Комитета, его должностных лиц, государственных гражданских служащих осуществляется посредством размещения информации на Портале.

Консультирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) осуществляется также по телефонам, адресам электронной почты, а также при личном приеме по адресам, указанным здесь.

Закрепить право собственности и в дальнейшем проводить операции с землей (законная застройка, продажа, передача по наследству) позволяет кадастровый паспорт. Получение документа невозможно без составления ряда предварительных текстовых и графических бумаг, содержащих информацию об участке, одной из которых является схема его расположения на кадастровом плане.

Порядок подготовки и содержание документа

Согласно ст.11.10 ЗК РФ указанная схема представляет собой графическое изображение установленных границ для вновь созданного участка или нескольких территорий, образованных из исходной путем разделения или выделения. Той же статьей закреплен порядок подготовки схемы и ее утверждение, обязательное соответствие установленным требованиям регламентирует Приказ Минэкономразвития РФ N 762 от 27 ноября 2014 г.

Составление схемы необходимо в случае:

  • образования участка, предназначенного для передачи в частное владение путем проведения аукциона или без торгов;
  • создания новых площадей из ранее существующей земельной территории;
  • изъятия земли для государственных нужд;
  • выделения участков в собственность при выходе из коллективного товарищества.

При первичном образовании участков инициатором создания схемы их расположения выступает орган исполнительной власти, ответственный за передачу земель в личное пользование жителям региона (п.3 ст.11.10 ЗК РФ). На практике граждане самостоятельно оформляют необходимые бумаги, что разрешено законодательством. Для начала процедуры формирования схемы участка следует обратиться с паспортом в лицензированную кадастровую службу (или к частному специалисту), заполнив заявку на проведение работ на основе полученного постановления местной администрации о выделении земли.

По предоставленным документам кадастровый инженер запрашивает необходимую информацию в соответствующих организациях (Кадастровая палата, Росреестр и т.д.) либо у заказчика работ. Неполнота или недостоверность данных позволяют специалисту отказаться от принятых обязательств по составлению схемы (ст.29.1 ФЗ N 221 от 24 июля 2007 г.). На основе анализа и систематизации материалов формируется схема расположения земельного участка, что в среднем занимает 15 дней.

Содержание схемы соответствует п.6 Приказа Минэкономразвития РФ N 762 от 27 ноября 2014 г. и включает сведения об одном или нескольких образованных участках:

  • их номера и проектные площади;
  • графическое изображение территорий с условными обозначениями;
  • перечень характерных точек, приведенный согласно принятой системе координат.

Также указывается информация о приемке схемы комиссией (наименование утверждающего органа, дата и номер решения об утверждении).

Предусмотрена разработка графического изображения в бумажном и электронном виде с применением стандартизированных программ. Случаи использования того или иного варианта, а также перечень лиц (юридических, физических) и государственных органов, имеющих право заказать составление документа, определяются пп.3-11 ст.11.10 ЗК РФ.

Порядок и сроки утверждения

Полученную схему надлежит утвердить в государственном органе, занимающемся распределением земельных территорий, для чего предоставляется:

  • графический проект с описанием, сделанный по итогам работы кадастровым инженером (схема);
  • удостоверение личности инициатора согласования;
  • заполненное по форме заявление;
  • при наличии права владения или распоряжения участком (в случае образования новых земель из ранее имеющихся в собственности, в аренде или безвозмездном пользовании) – подтверждающий документ.

По результатам рассмотрения материалов уполномоченной комиссией выносится вердикт о согласовании схемы, постановление действует 2 года (п.13, 15 ст.11.10 ЗК РФ). Решение об утверждении схемы содержит:

  • характеристику местоположения или точный адрес участка;
  • его кадастровый номер (при наличии) и площадь;
  • указание территориальной зоны и категории земель.

Решение исполнительного органа об утверждении схемы позволяет заявителю поставить участок на кадастровый учёт. Положительный результат согласования обязывает полномочного представителя утвердившей схему организации в течение 5-ти дней передать графические материалы и узаконившее их постановление в регистрационную палату для внесения сведений в Единый реестр недвижимости.

Возможные случаи отказа в утверждении схемы перечислены в п.16 ст.11.10 ЗК РФ, к ним относится:

  • несоответствие полученного документа форме и требованиям, регламентированным ст.11.9 ЗК РФ и Приказом Минэкономразвития РФ N 762 от 27 ноября 2014 г.;
  • нанесение границ участка, полностью или частично повторяющих контур территории, для которой предусмотрен проект межевания или не истек срок утверждения ранее выполненной схемы;
  • противоречие полученного графического изображения документам, учёт которых обязателен при его разработке (п.2 ст.11.10 ЗК РФ).

Лицо, подавшее заявление на утверждение схемы, уведомляется об отказе в ее согласовании с указанием недочетов, ставших причиной отрицательного решения. Устранением ошибок занимается составивший схему кадастровый инженер, после чего результат подаётся на повторное утверждение. Несогласный с отказом в утверждении схемы гражданин вправе обратиться в судебные инстанции в предусмотренном законодательством порядке.

Стоимость схемы расположения

Когда у кадастрового инженера достаточно материалов и сведений, затраты на составление схемы без выезда на местность составят 4-5 тысяч рублей. При необходимости уточнения границ участка и проведении геодезической съёмки к указанной стоимости прибавится сумма на оплату услуг инженера согласно прейскуранту.

Расценки на проведение топоработ зависят от региона, удаленности и площади земельной территории, количества необходимых для визирования точек и прочих нюансов. Поэтому до заключения договора со специализированной организацией полезно удостовериться не только в наличии лицензии на осуществление данной деятельности, необходимой квалификации и аттестации специалистов, но и поинтересоваться размером оплаты за сопутствующие составлению схемы расположения участка виды работ.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, 

звоните по телефонам

:

  • Москва: +7(499 )350-8059.
  • Санкт-Петербург: +7(812)309-9401.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Любой земельный участок рано или поздно находит своё отражение на кадастровом плане того района, в котором он находится.

Без такого отображения он не будет считаться полноценным, а какие-либо юридически значимые действия с ним будут запрещены. Что необходимо знать о схеме расположения участка на кадастровом плане и кто может утвердить составленный документ?

Что такое схема расположения участка и сколько она действует

Схема расположения земельного участка представляет собой особый вид документов, которые составляются для отображения законности расположения участка на той или территории.

Этот документ подразумевает под собой отражение на кадастровом плане той или иной территории границ конкретного земельного участка с учётом всех его узловых точек.

Так как расположение участка в основном относится к более или менее стабильному состоянию, а границы самого надела могут меняться только в зависимости от того, какие юридические или природные процессы происходят на рассматриваемой территории, то и говорить о том, что должно произойти изменение схемы, можно только после того, как наступили соответствующие обстоятельства. Таким образом, срок действия схемы подразумевается в постоянном варианте, если не происходит никаких иных изменений границ участка или его площади.

Однако, как и у любого юридически значимого документа, у схемы, если не произошли различные обстоятельства, срок действия может быть ограничен шестью месяцами с момента ее утверждения, если иное не предусмотрено самой схемой и теми нормативными актами, на основе которых она была создана.

Порядок подготовки

Создание схемы расположения земельного участка происходит только по заявлению владельца исследуемого участка или его уполномоченного представителя.

Изготовление этого документа осуществляет кадастровый инженер на основании соответствующего заявления и приложенных к нему документов на участок.

Прежде чем говорить о том, какой порядок подготовки схемы необходимо соблюсти, надо отметить, для каких целей эта схема может быть составлена.

Среди таких целей выделяют:

  • Если образуется участок, который в дальнейшем будет реализован (независимо от того, будет ли осуществляться реализация путём проведения торгов или без таковых);
  • Если новый участок был образован путём раздела существующего участка независимо от той формы владения, в которой он находится;
  • Если участок в дальнейшем будет изъят для государственных нужд;
  • Если было произведено перераспределение существующих земельных участков.

В зависимости от того, какие цели преследуются для составления такой схемы, будут некоторые отличия в порядке составления, а именно в том списке документов, которые должны быть предоставлены кадастровому инженеру.

При составлении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане необходимо соблюсти ряд обязательных шагов, которые позволят подтвердить законность составленного документа:

Обращение к кадастровому инженеру с заявлением о составлении схемы

В тексте заявления указывается, о каком конкретно участке идет речь, а также указываются все необходимые данные, на основании которых будет составляться схема. К заявлению следует приложить все имеющиеся документы на участок, чтобы облегчить процесс составления схемы.

Непосредственно создание схемы расположения земельного участка

На этом этапе кадастровый инженер изучает все представленные документы на участок и составляет на основе полученных данных схему путем построения чертежа, который сможет отразить территориальное состояние участка, его положение и форму границ.
Утверждение составленной схемы.

Оно осуществляется органами Росреестра, а также в некоторых случаях специальными уполномоченными органами исполнительной власти субъектов федерации.

Перечисленные шаги считаются обязательными для подтверждения законной силы составленного документа. При этом очень важно, чтобы составлял схему специалист, имеющий аккредитацию на данный вид кадастровых работ.

Какими документами необходимо запастись для обращения к кадастровому инженеру

Подготовка схемы расположения участка на кадастровом плане является одним из действий, предназначенных для формирования такого земельного участка, с которым можно будет совершать абсолютно законные юридически значимые действия.

Именно по этой причине при формировании пакета документов, предоставляемых кадастровому инженеру, необходимо будет обратить особое внимание на те документы, которые смогут подтвердить законность подачи заявки на составление схемы.

К таким документам будут относиться:

  • Кадастровый паспорт ранее существовавших участков или новообразованного участка, если он был поставлен на кадастровый учёт. При этом, в таком паспорте обязательно должен содержаться кадастровый номер участка (если он прошёл процедуру первичной регистрации с присвоением такого номера в органах Росреестра);
  • Постановление или Решение руководителя уполномоченного органа о выделении или образовании земельного участка;
  • Документы, которые смогут подтвердить личность заказчика (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заказчика);
  • Все имеющиеся документы на преобразуемый участок, если он был оформлен на праве собственности или праве владения и имеет соответствующее документальное подтверждение своего статуса (например, свидетельство о праве собственности и т.д.);
  • Документы, подтверждающие составление ранее кадастровых планов или схем расположения участка или его границ.

В том случае, если по каким-то причинам будет установлено нарушение в поданных документах, кадастровый инженер вправе вернуть заявление заказчику с указанием причин отказа.

Кто утверждает схему и каков порядок

Для того, чтобы схема расположения земельного участка стала носить законный характер, необходимо ее утвердить. Как уже говорилось выше, сделать это можно в территориальных подразделениях Росреестра или уполномоченных органах государственной власти.

Для того, чтобы схема была утверждена, с соответствующим заявлением необходимо обратиться в территориальное подразделение того или иного уполномоченного учреждения.

К заявлению необходимо приложить также:

  • Собственно саму схему;
  • Заключение кадастрового инженера, подводящее итог проведённой работе;
  • Кадастровые документы на участок, на основании которых составлялась схема;
  • Квитанцию по оплате услуг (если такое предусмотрено действующим законодательством).

Кроме того, для подтверждения законности составленной схемы необходимо будет также приложить и документы, согласно которым произошло образование нового участка.

Как правило, среди таких документов следует рассматривать Постановление или решение руководителя уполномоченного органа по распределению и управлению государственным имуществом о реорганизации или образовании новых участков из уже существовавших.

В настоящее время утверждение схемы в Росреестре осуществляется бесплатно. Что касается специально уполномоченных органов, то в каждом конкретном случае они определяют самостоятельно, но с опорой на действующее законодательство, можно ли взимать плату за утверждение схемы, а также размер такой платы (с опорой на Налоговый Кодекс Российской Федерации).

Стоимость подготовки схемы

Так как подготовка схемы подразумевает под собой достаточно сложный процесс, во время которого осуществление работ будет происходить в несколько этапов, стоимость его будет колебаться в зависимости от цены каждого этапа.

В настоящее время на территории России действуют следующие расценки:

  • Для физических лиц непосредственно составление схемы будет колебаться от 7 тысяч 500 рублей до 10 тысяч. Выезд кадастрового инженера на участок для проведения топографической съёмки оплачивается в соответствии с действующим прейскурантом на выездные услуги, в котором учитывается и удаленность того места, куда необходимо выезжать. Стоимость такого выезда составит от 5 тысяч рублей.
  • Для юридических лиц минимальная стоимость составления схемы начинается от 20 тысяч рублей. Выезд кадастрового инженера оплачивается по договорённости.

В каждом конкретном регионе стоимость работ устанавливается, исходя из целого ряда факторов, среди которых рассматривается также и средняя стоимость земель той или иной категории.

Кроме того, каждая организация, за исключением государственных, уполномоченных на проведение геодезических и межевых работ, вправе устанавливать самостоятельно расценки на свои услуги, поэтому говорить о фиксированной стоимости таких работ на территории всего государства достаточно сложно.

Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории — это документ, который должен отразить фактическое положение участка в среде конкретного района или территории.

На такой схеме обязательно отражаются границы и форма участка вместе с его узловыми точками, в которых границы будут иметь свои привязки. Утверждение такой схемы происходит в установленном законом порядке при соблюдении всех требований, предъявляемых к таким документам.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, 

звоните по телефонам

:

  • Москва: +7(499)350-6630.
  • Санкт-Петербург: +7(812)309-3667.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

satoved.ru
Процедура утверждения схемы расположения земельного участка  в 2019 году
Процедура утверждения схемы расположения земельного участка  в 2019 году

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: